Главная » Важные советы » Проблемы, особенности и перспективы миграции в России
Проблемы, особенности и перспективы миграции в России. Масштабные процессы миграции требуют выработки качественного законодательного регулирования в области осуществления государственной миграционной политики.

Проблемы, особенности и перспективы миграции в России

Проблемы, особенности и перспективы миграции в России.

Масштабные процессы миграции требуют выработки качественного законодательного регулирования в области осуществления государственной миграционной политики.

Мощная волна международной миграции, которая превратила Россию в крупнейший центр иммиграционных потоков, существенно затруднила выработку миграционной политики, адекватной российским реалиям. Ситуация осложнилась также и отсутствием опыта в области регулирования международной миграции, так как в Советском Союзе данное регулирование носило жестко ограничительный и запретительный характер, в результате оно сконцентрировалось на выработке инструментов воздействия на миграционные потоки внутри страны.

Значительные дополнительные трудности возникли в связи с реализацией радикально-либеральных подходов в ходе социально-экономических преобразований российского общества, способствующих углублению экономического кризиса в 1990-х гг., падению уровня жизни населения, развитию процессов теневизации и криминализации экономики. В свою очередь, отсутствие адекватной реакции государственных служб на возникновение массовых миграционных потоков приводило к тому, что данные стихийные потоки выступали мощными дестабилизирующими факторами, существенно ухудшающими экономическую и социально-политическую ситуацию в стране. Серьезным просчетом в формировании новых межгосударственных отношений явилось то, что не была гарантирована преемственность основных гражданских прав для желающих переехать из одной бывшей союзной республики в другую. Был пропущен момент, когда необходимо было безотлагательно заключить двусторонние соглашения о гарантировании прав соответствующих этнических меньшинств, находящихся на территории новых государств. И здесь основную роль могла бы сыграть именно Россия, потому что этнических русских на территории окраинных республик СССР было расселено за все время существования единого государства не один десяток миллионов человек.



Созданная в России в 1992 г. Федеральная миграционная служба (ФМС) в своей деятельности акцентировала внимание, прежде всего на вопросах, связанных с появлением беженцев и переселенцев, при этом недооценивались существенные различия, сопряженные с методами решения проблем потоков российских мигрантов, обусловленных появлением горячих точек и зон этнических конфликтов, и потоков международных мигрантов, направленных преимущественно из стран СНГ и Балтии. Существующая структура и качественный состав миграционных потоков пока еще не отвечают насущным стратегическим государственным потребностям. Сохраняющаяся спонтанная, во многом неуправляемая миграция оказывает негативное влияние на экономические, социальные, демографические, этнокультурные и другие процессы как в Российской Федерации в целом, так и в отдельных ее регионах. Результатами такой нерегулируемой миграции являются: диспропорции в экономическом и социальном развитии государства и его регионов, в том числе неравномерности развития регионального рынка труда; рост криминогенных очагов; угроза безопасности приграничным субъектам Федерации, прежде всего на Дальнем Востоке РФ (демографическая экспансия); усиление среди населения антииммигрантских настроений и др. Все это не способствует обеспечению национальной безопасности государства.

В настоящее время при выборе методов регулирования миграционных процессов предлагается использовать различные концептуальные подходы.

Для регулирования миграции населения могут использоваться различные методы: во-первых, экономические методы, которые предполагают применение штрафных санкций за нарушение установленного миграционного порядка, а также воздействие на хозяйственную конъюнктуру (оплату труда, стоимость потребительской корзины и т.д.); во-вторых, административные методы, которые предусматривают, прежде всего, соблюдение паспортного режима, порядка регистрации, привлечения и использования иностранной рабочей силы, других норм и правил, а также административную ответственность за нарушение действующих нормативных актов; в-третьих, социально-психологические методы, которые связаны с воздействием на систему предпочтений и ценностных ориентации населения, формирующих его миграционное поведение; в-четвертых, оперативные методы, которые включают в себя меры оперативного контроля за обеспечением установленного миграционного порядка, в том числе меры по фильтрации иммиграционных потоков, выдворению мигрантов-нарушителей, проведение проверок и др. Учитывая многообразие видов миграции, их неоднозначность для реализации целей и задач социально-экономического развития, необходимо проводить политику, базирующуюся одновременно на нескольких принципах миграционного регулирования, важнейшими из которых являются:



• ограничительный — для сдерживания потоков вынужденной внутренней и внешней миграции, с учетом реальных (на данный момент весьма ограниченных) ресурсных возможностей

• избирательный — для принимаемых (регистрируемых) мигрантов, учитывая их профессиональные и иные возможности для адаптации к условиям крупнейшего мегаполиса, а также другие основания их пребывания (проживания) в регионе (наличие прямых родственников, приобретенная недвижимость и др.);

• либеральный — для привлечения иностранной рабочей силы в трудонедостаточные отрасли города (строительство, транспорт,

коммунальное хозяйство, промышленность и др.), куда коренные жители идут неохотно, а также для маятниковой миграции, что обеспечивает развитие экономики города;

• замещающий — для замещения иностранной рабочей силы (где это экономически и технологически возможно) временной рабочей силой из регионов;

• стимулирующий —для привлечения иностранной рабочей силы, связанной с созданием дополнительных рабочих мест для жителей города;

• сдерживающий — для предотвращения масштабного оттока высококвалифицированных кадров для работы за рубежом (утечки умов); для сокращения фиктивной (например, брачной) миграции и др.;

• запретительный — для противодействия нарушению мигрантами регистрационного режима пребывания в регионе; противоправного привлечения и использования иностранной рабочей силы, незаконного экспорта рабочей силы за рубеж;

• возместительный — для свободной (невынужденной) миграции, связанной с приобретением жилья только по коммерческим (рыночным) ценам, учитывающим земельную ренту и



полное возмещение расходов города на развитие социальной и

В настоящее время важное значение имеют эффективность контроля за миграцией населения, активное противодействие негативным тенденциям в развитии миграционной обстановки в интересах законных мигрантов и постоянного населения.

О admin