Главная » В помощь предпринимателю » Налоговики пообщались с бизнесменами
Налоговики пообщались с бизнесменами В конце октября в Федеральной налоговой службе прошло заседание правления общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России». Главными ньюсмейкерами встречи стали президент «Опоры» Сергей Борисов (этим летом назначенный вице-президентом Сбербанка по работе с малым бизнесом), главный налоговик страны Михаил Мишустин и глава Пенсионного фонда России Антон Дроздов.

Налоговики пообщались с бизнесменами

Налоговики пообщались с бизнесменами

В конце октября в Федеральной налоговой службе прошло заседание правления общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России». Главными ньюсмейкерами встречи стали президент «Опоры» Сергей Борисов (этим летом назначенный вице-президентом Сбербанка по работе с малым бизнесом), главный налоговик страны Михаил Мишустин и глава Пенсионного фонда России Антон Дроздов. В новых подходах ФНС и ПФР к малому и среднему бизнесу разбиралась корреспондент «Современного предпринимателя» Ольга Шестопал.

О новом этапе отношений между российскими налоговиками и бизнесменами руководство «Опоры» решило поговорить в центральном здании ФНС России. Неудивительно поэтому, что ругать фискалов никто не собирался. В весьма теплой и дружественной атмосфере выступил Михаил Мишустин – глава Федеральной налоговой службы, а затем также откровенно обсудил несложные вопросы в холле с журналистами.

Итак, какие же темы стали центральными в выступлении главного налоговика России? Конечно, электронные сервисы. Им Михаил Мишустин уделил львиную долю своей речи. Но начал, как и предполагалось, с того, насколько серьезную роль играет малый бизнес в жизни страны.

«Малый бизнес важен тем, что создает рабочие места, стимулирует экономику. Больше половины зарегистрированных налогоплательщиков в России составляют плательщики на спецрежимах. Вместе они обеспечивают почти 3 процента доходов госбюджета. Именно поэтому сейчас налоговая политика направлена на создание благоприятных условий для малого и среднего предпринимательства», – подчеркнул г-н Мишустин.



К таковым он отнес и УСН, и патентную «упрощенку», и ЕНВД: они совмещают в себе НДС, НДФЛ, а также налоги на имущество и на прибыль.

Было бы странно оставить без особого внимания приближающуюся отмену одного ЕНВД. Ведь если «вмененка» – это и, правда, шаг навстречу бизнесу, то почему Минфин отступает? Ответ прост:

за что «вмененку» хвалили, за то теперь ругают – налоговая база по данному спецрежиму не зависит от фактической прибыли. Взамен, естественно, предлагается УСН для юрлиц и УСН на основе патента для ИП: и база ниже, чем на общем режиме, и доходы учитываются.

«Нельзя примитивно относиться к экономическим реалиям. ЕНВД удобно собирать, но у него есть важный минус – он не зависит от оборотов. Да и отменят его только с 2014 года. Вы лучше на «патент» внимательнее посмотрите, он не так уж плох», – посоветовал г-н Мишустин, добавив, что еще лучше было бы сделать «упрощенку» обязательной для малого бизнеса.

Когда же предприниматели подняли другой тупиковый вопрос – возврат кассовых аппаратов, – Михаил Мишустин предложил «Опоре» самостоятельно проработать эту тему и представить свое мнение, изложив плюсы и минусы применения ККМ в малом бизнесе.

К тому, что кое-кто не видит в новых подходах налоговой ничего нового, г-н Мишустин морально подготовился, вооружившись озвученной Сергеем Борисовым цифрой 17. По данным опроса «Опоры» на тему административных барьеров, всего 17 процентов респондентов недовольны работой ФНС. То, что кто-то недоволен, глава налоговой понял по-своему: 83 процента довольны, и то ладно. А недовольные есть всегда.



ФНС со своей стороны малому бизнесу благоволит: за 9 месяцев текущего года поступления от «упрощенцев» в бюджет страны выросли на 21 процент, от «вмененщиков» – на 2 процента.

Налоговая система в целом у нас одна из самых либеральных. В этом уверен, по крайней мере, глава ФНС. А как дело обстоит на местах, г-ну Мишустину рассказали сами предприниматели.

«Вот вы уверяете, что никакого плана по сбору штрафов у ФНС нет, а есть индикаторы, по которым определяется, сколько должно пойти в бюджет от бизнеса. Но на самом деле налоговики все это понимают по-другому», – уточнил один из членов правления «Опоры». «Когда я спросил знакомого инспектора, тот объяснил на пальцах: «У нас указание: если штраф будет меньше 3 миллионов, на проверку не ходи». А налоговик это понимает так: «Если вышел на проверку, меньше 3 миллионов не приноси». Вот и получается, что предпринимателям выписывают штрафы буквально из воздуха».

Над удавшейся шуткой г-н Мишустин посмеялся со всеми, а потом посерьез нел и предложил назвать фамилии вымогателей. «Присылайте конкретные примеры», – посоветовал он предпринимателям.

Заодно глава налоговой службы рассказал о деятельности досудебного аудита, который работает при арбитражных судах как специальное подразделение ФНС с 2008 года. Цель такого органа – снизить количество рассматриваемых исков в судах. «Мы стараемся делать акцент на внутреннее рассмотрение споров, не доводя большинство разбирательств до суда. За 9 месяцев этого года количество дел ФНС в судах снизилось на 18 процентов по сравнению с 2010 годом. Свыше 40 процентов исков ФНС удовлетворены в порядке досудебного аудита», – заявил г-н Мишустин. А это значит, что почти 60 процентов дел оказались пустой нервотрепкой и стали бы растратой бюджетных средств в случае судебного разбирательства.



Судя по тому, сколько возможностей предоставляет сайт Федеральной налоговой службы ( ]]> www.nalog.ru ]]> ), налоговики готовы сопровождать каждый шаг предпринимателя – от принятия решения об открытии своего дела до онлайнвыписок из ЕГРИП.

Михаил Мишустин рассказал о том, что на сайте размещена брошюра «В помощь начинающему предпринимателю. Выбор системы налогообложения», в которой рассказывается, как зарегистрироваться и как сдать отчетность. Кроме того, опубликован еще один разъяснительный документ – брошюра по НДФЛ.

«Наша цель – повысить уровень администрирования и обслуживания плательщиков налогов, а также повысить уровень их налоговой грамотности и культуры», – заявил Михаил Мишустин. В связи с этим, по его словам, информационно-просветительская работа ведется не только в онлайне, но и в оффлайне – это всевозможные брифинги и пресс-клубы. Последний такой семинар-совещание для предпринимателей на тему «Как реализовать идеи по расширению вашего бизнеса» прошел в Ижевске, а в Липецке провели семинартренинг по обучению бизнесменов практическим навыкам использования электронных услуг.

Михаил Мишустин напомнил, что на сайте есть возможность оплачивать задолженности по транспортному, земельному и имущественному налогам физлиц через платежные системы «Сберб@нк-онлайн», «КИВИ-банк» и «Газпромбанк». Он также отметил, что не все банки пока готовы сотрудничать с ФНС по одной простой причине: комиссию за онлайн-оплату налоговых задолженностей они взимать не могут.



Коснувшись темы налоговых задолженностей, г-н Мишустин рассказал подробнее о механизме массового списания старых долгов по поручению премьер-министра Владимира Путина. По словам главы ФНС, взысканию с физлиц через суд подлежат задолженности суммой не менее 1500 руб. Аналогичное повышение минимума задолженности для юрлиц и индивидуальных предпринимателей обсуждается сейчас с главой Федеральной службы судебных приставов России Артуром Парфенчиковым (в сентябре из уст главы ФССП звучала цифра 10–15 тыс. руб. – «СП»).

В связи с тем, что свыше 35 процентов задолженностей физлиц возникли по недосмотру различных ведомств, Михаил Мишустин посетовал на то, что даже имея свои, «чистые» и без ошибок, базы данных по физлицам, ФНС обязана начислять налоги по данным, представленным ей другими ведомствами. Чтобы избежать ошибочных задолженностей в будущем, налоговики обещают в скором времени запустить «Личные кабинеты налогоплательщика» №2 и №3 (для юрлиц), в которых появится возможность обратной связи с ФНС для сообщения самими налогоплательщиками об ошибках в налоговых уведомлениях.

Кроме того, глава ФНС предупредил предпринимателей, что не за горами еще одно нововведение, которое не обрадует неприятелей сдачи налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационной связи. Налоговая служба планирует сделать сдачу отчетности по ТКС обязательной для всех, кто держит в штате больше 50 работников.

«Всего 26 процентов малого бизнеса отчитывается в электронном виде. Сейчас это обязательно для предприятий, где численность работников составляет свыше 100 человек. В ПФР данный минимум снижен до 50 человек. У нас будет так же», – предупредил Михаил Мишустин.



Не обошлось на встрече и без сюрпризов, подготовленных Пенсионным фондом. И хотя претензий к ПФР со стороны предпринимателей оказалось больше, чем к налоговикам, все же здесь есть свой свет в конце тоннеля.

Глава ПФР Антон Дроздов рассказал о том, что ждет предпринимателей уже в следующем году.

Во-первых, снижение ставки страховых взносов для малого бизнеса до 20% без «хвоста» (дополнительных 10% на зарплаты свыше 512 тыс. руб. в год) при сохранении льготных категорий и внесении в этот список аптечных организаций и организаций соцобслуживания. «Один из вопросов направления совершенствования до 1 июля 2012 года – перенесение соцплатежа на работника. Пока эта система действует у нас только как софинансирование», – рассказал Антон Дроздов. Он пояснил, что разделение социальной ответственности между работодателем и работником уже действует в ряде развитых стран в соотношении 50 на 50. «По сути, сумма страховых взносов фактически вычитается из зарплаты, которую мог бы получать работник. Так почему бы ему самому не уплачивать страховые отчисления за себя из своей зарплаты, которая будет повышена», – прокомментировала заявление г-на Дроздова одна из участниц встречи.

В-вторых, планируется упростить форму РСВ-1. Сюда же следует отнести то, что сдача отчетности индивидуальных предпринимателей по уплате взносов за себя может быть вовсе отменена (им будут выставляться готовые счета на оплату). «В европейских странах, в частности, в Испании, пенсионный фонд самостоятельно рассчитывает взносы для малых предприятий, освобождая их от лишнего документооборота. Мы начнем с малого – с ИП», — пообещал глава Пенсионного фонда. Кроме того, ПФР намерен свести в единую отчетность по персучету и по страховым взносам. Еще одним нововведением может стать возможность сдачи отчетности прямо в Сбербанке. Что касается частоты отчетности, то уменьшать ее ПФР не планирует. «Предоставлять сведения в ПФР раз в год – это слишком редко. Ежеквартальная сдача отчетности позволяет контролировать уплату страховых взносов и на этой основе регулировать выплату пенсий и пособий», – пояснил А. Дроздов.



Готовится к запуску «Личный кабинет» плательщика взносов. На вопрос «Современного предпринимателя» о том, планируется ли снизить стоимость на услуги по электронной сдаче отчетности по ТКС (у некоторых организаций она доходит до 12 тыс. руб.), Антон Дроздов ответил, что цена за оформление электронной подписи уже снижается (до 1500 тыс. руб. у «Ростелекома»), а вот стоимость услуг по электронному документообороту контролировать никто не будет. «Это тоже бизнес, хотя и в наших интересах принимать отчетность по ТКС. Отбирать у людей кусок хлеба мы не будем», – подчеркнул г-н Дроздов, очевидно, имея в виду не только горбушки, но и бутерброды с икрой.

По его словам, минимум задолженности, подлежащей судебному взысканию, будет увеличен до 1500 руб. Зато удлинится до 14 месяцев и срок взыскания задолженности, а вместе с ним будет расти и сумма пени за просрочку взноса. Однако это станет возможным, только если Минздравсоцразвития согласится с такими поправками и в свою очередь внесет соответствующий законопроект на рассмотрение в Госдуму – теперь уже не раньше весенней сессии 2012 года.

Очередным новым подходом к администрированию малого бизнеса глава ПФР считает проведение проверок не чаще одного раза в три года совместно с ФСС. «Расписание проверок на 2012 год уже составлено, с ним можно ознакомиться в территориальном отделении ПФР», – рассказал А. Дроздов.

Идею поистине гигантского масштаба изложил перед предпринимателями начальник отдела организации продаж клиентам малого бизнеса управления малого бизнеса Сбербанка Андрей Леушев. По его словам, в 2012 году Сбербанк планирует запустить программу подготовки, обучения, кредитования и сотрудничества с предпринимателями. В рамках данного проекта Сбербанк будет прямо в своем офисе тестировать будущих предпринимателей на наличие способностей к коммерции, регистрировать их в качестве ИП, предоставлять им на выбор базу идей с бизнес-планом, сам кредит и доступ в виртуальный офис и социальную сеть, где начинающий бизнесмен будет обучаться и сможет получать консультации экспертов. Стартовый этап проекта рассчитан до 2015 года.



Несмотря на то, что большинство присутствующих отнеслись к проекту как к несбыточной мечте банкиров, нашлись и такие, кто одобрил инициативу, посоветовав представителям Сбербанка для начала навести порядок в уже действующей системе.

Кроме того, и.о. директора департамента корпоративного бизнеса Сбербанка Вячеслав Арутюнян рассказал участникам заседания о более реальном пилотном проекте «Бизнесстарт», запуск которого был приурочен к 170-летию Сбербанка 12 ноября. Кредитный продукт рассчитан на начинающих предпринимателей в 20 регионах страны. В юбилей банка заемщики получали сертификат в качестве подарка на погашение первого взноса по оформленному кредиту.

Налоги, взносы и отчетность

| 15:08 23 октября 2015

«О заполнении налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрошенной системы налогообложения»

Спецрежимы | 11:27 29 марта 2016

15:38 21 ноября 2014

2016 | 17:04 16 ноября 2015, | 17:04 16 ноября 2015

О admin