Главная » В помощь предпринимателю » Налоговая проверка контрагента

Налоговая проверка контрагента

Проверка контрагента на добросовестность

Налоговая проверка контрагента

Правила налоговой проверки контрагента на добросовестность закреплены на рекомендательном уровне ВАС РФ в Постановлении № 53 от 12.10.06 г. Сбор основной информации о новых и старых партнерах поможет ограничить взаимодействие организации с недобросовестными компаниями, сведет к минимуму претензии со стороны контрольных органов, а в случае судебных разбирательств позволит доказать должную осмотрительность при выборе контрагентов при заключении сделок. Рассмотрим, каким образом выполняется проверка контрагентов на благонадежность, и какие сведения понадобятся для формирования объективной картины.

Для чего нужна налоговая проверка контрагента на добросовестность?

Прямого требования о проверке контрагентов на благонадежность российское законодательство не содержит. Однако еще в 2006 г. налоговые инспекторы стали руководствоваться принципами, закрепленными в Постановлении № 53, об обоснованности получаемой налогоплательщиками налоговой выгоды. Что означает этот термин?

Прежде всего, налоговая выгода – это занижение налога к перечислению в бюджет в результате применения различных вычетов, использования налоговых льгот и более низких тарифов, отнесения сумм на расходную часть бизнеса и т.д. Все эти и другие, влияющие на расчет налогооблагаемой базы, моменты пристально изучает налоговая служба – проверка контрагента входит в обязанность налогоплательщика согласно п. 10 Постановления № 53.



Здесь указано, что «Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности, и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом…». А если такие партнеры предприятия входят в число лиц, с которыми договора заключаются на постоянной основе, это служит дополнительным аргументом «за» в признании налоговой выгоды необоснованной, что ведет к пересчету налога и взысканию недоимки, пеней и штрафных санкций с проверяемой компании.

Обратите внимание! План выездных проверок составляется, в том числе с учетом рисков, связанных с недобросовестностью контрагентов. Подобные критерии размещены ФНС РФ в открытом доступе в приказе № ММ-3-06/[email protected] от 30.05.07 г. Значительно снизить вероятность контрольных мероприятий можно, когда проводится проверка надежности контрагента по наименованию, ОГРН и прочим реквизитам, еще перед подписанием договора.

Документы для проверки контрагента при заключении договора – копии:

  • Свидетельство по гос. регистрации партнера.
  • Свидетельство по постановке на учет в ИФНС.
  • Устав.
  • Решение/приказ о назначении руководящего лица.

Перечень конкретных документов устанавливает директор предприятия, утверждая отдельным приказом, наравне с прочими мероприятиями в Положении о проверке контрагентов. Приказ доводится до сведения сотрудников отделов продаж. Как правило, многие руководители уже знакомы с такими действиями и идут навстречу, предоставляя обязательный минимум документации при заключении сделок. Кроме того, можно провести и другие действия: в целях выявления фирм-однодневок, компаний-банкротов и налогоплательщиков, не сдающих отчеты и не перечисляющих суммы налогов, включая НДС, государству.



Что включает в себя методика проверки контрагентов

Первое, на что стоит обратить внимание, это что рекомендует Федеральная налоговая служба. Проверка добросовестности контрагента по ОГРН находится на первом месте. Это самый оперативный способ выяснить общие данные о партнере, содержащиеся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Проверка контрагента по ОГРН или ИНН организации, требует знания этой информации. Цифры вводятся в форму поиска на специальных сервисах ФНС в интернете. Здесь можно увидеть не только ФИО действующих руководителей, но и выполнить проверку на принудительную ликвидацию, узнать входят или нет директора в перечень дисквалифицированных лиц, выяснить факт регистрации по «массовым» адресам и получить много другой полезной информации.

Кроме того, алгоритм проверки контрагента состоит из следующих действий:

  • Получение сведений о фактах ведения исполнительного производства в отношении партнера – информация берется на сайте ФСПП по общему банку данных.
  • Проверка контрагента на банкротство – проводится на основе данных из Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юр. лиц.
  • Проверка наличия обязательных лицензий для рабочей деятельности – поиск ведется на официальных сайтах контрольных органов по сводным реестрам лицензий.
  • Получение годовых отчетов – такие данные не входят в число закрытой информации и подлежат представлению всем заинтересованным пользователям. А согласно новому закону № 134-ФЗ от 01.05.16 г. исключены из сведений, представляющих налоговую тайну по ст. 102 НК, данные о среднесписочной численности, о доходах/расходах по бух. отчетности – все сведения должны быть размещены на сайте ФНС до 01.07.17 г.
  • Проверка партнера на предмет включения в реестр недобросовестных поставщиков для муниципальных/государственных нужд – данные размещены в реестре ФАС РФ.
  • Проверка полномочий ответственных руководящих лиц – выполняется для того, чтобы удостовериться в правомерности подписания контракта сторонами сделки.
  • Направление запроса в территориальное отделение ИФНС по месту регистрации контрагента.



| 10:51 26 июня 2017

| 10:45 5 августа 2015

| 11:06 14 июля 2017

| 12:13 26 августа 2015

| 10:33 3 августа 2017

| 10:35 17 сентября 2015

| 12:07 15 августа 2017

| 11:17 25 сентября 2015

| 14:46 8 сентября 2017

| 14:29 16 октября 2015

| 14:57 9 октября 2017

2016 | 14:50 29 октября 2015, | 14:50 29 октября 2015

О admin