Главная » В помощь предпринимателю » Налоговая амнистия
Налоговая амнистия для физических лиц Налоговая амнистия для физических лиц – это законодательное предложение объявить ИФНС о неучтенном в прошлом имуществе и доходах, сопровождающееся отменой наказания в виде пеней, штрафов, административного и уголовного преследования.

Налоговая амнистия

Налоговая амнистия для физических лиц

Налоговая амнистия для физических лиц – это законодательное предложение объявить ИФНС о неучтенном в прошлом имуществе и доходах, сопровождающееся отменой наказания в виде пеней, штрафов, административного и уголовного преследования. Единственным условием устанавливается уплата налогов.

Экономическая составляющая помилования нарушителей содержит краткосрочную и долгосрочную перспективы. Задача первой – пополнить бюджет государства, что особенно важно в период кризисов и привлечь в страну капиталы. Цель второй масштабней:

  • Увеличить число объектов налогообложения;
  • Привлечь налогоплательщиков возможностью легализоваться и далее уплачивать сборы постоянно в полном объеме;
  • Сократить объем теневого бизнеса;
  • Усилить эффективность экономики за счет инвестиций;
  • Провести ревизию налоговой системы, оценить масштаб недостатков.

Налоговая амнистия в политическом аспекте рассматривается в качестве инструмента повышения лояльности населения к действующей власти накануне выборов с целью расширения электората. Хотя положительного эффекта может и не получиться – люди, которые своевременно подавали декларации и платили сборы, усомнятся в правильности таких поступков. Зачем регулярно выполнять обязанности налогоплательщика, если периодически объявляют о прощении? Тем более, что в России предъявить претензии фискальные органы имеют право за три последних года.

С конца XX века отечественными законодателями 3 раза (1993, 2007, 2015 гг.) принимались акты, в которых объявлялась амнистия по налогам физических лиц. Принципы проведения оставались неизменными:



  • Сдача декларации;
  • Уплата налогов в полном объеме;
  • Освобождение от наказания по административному, налоговому, уголовному кодексам.

Все кампании по добровольным легализациям доходов, имущества провалились. Крупным недостатком можно рассматривать отсутствие в законах положений, исключающих действия фискальных органов в отношении граждан, легализовавших доходы, имущество:

  • Проверка полноты и количества объявленных объектов;
  • Расследования источников происхождения;
  • Внесение в список неблагополучных налогоплательщиков для потенциальных частых, тщательных проверок.

Недостатком правового акта 1993 г. послужил период процесса – налоговая амнистия длилась 33 дня – короткий срок для осознания и принятия решения гражданами. В инспекции с повинной явилось около 2000 человек. В 2007 г. законодатели учли ошибку – на заявление об объектах, уплате налогов за 2004-2005 гг. отводился год. По стране собрано всего 3,66 млрд руб. (0,01% от ВВП). Аналогичное мероприятие в Ирландии принесло 2,5% от ВВП.

Кардинальным событием отметился закон 2015 г. – впервые приняты пункты об отнесении информации о капиталах, в том числе заграничных, из деклараций к тайне. Неразглашению подлежали даже ИНН, правонарушения (по ст. 102 НК РФ не относятся к закрытым сведениям). Это не добавило эффективности кампании по сравнению с предыдущими: низкая активность населения привела к тому, что налоговая амнистия для физических лиц была продлена на полгода (до 30.06.2016 г). Задекларировали активы до 3000 граждан.



Рассматривая подобные мероприятия за рубежом, сравнивая условия проведения с российскими стоит отметить два важных факта:

  1. Отечественные законы предусматривают уплату сборов по действующей ставке, не предоставляя преференций. Тогда как мировая практика показывает успешность аналогичных проектов с заниженными процентами:
  • Индия 1997 г. – 30% против 97, бюджет пополнился 2,5 млрд руб.;
  • Казахстан в 2001 г. – объявлена нулевая ставка на возвращенные в страну капиталы, за 34 дня в банки поступило 480 млн долларов.
  1. Отсутствие гарантий по недопустимости преследования за правонарушения. Итальянские власти в 2001 г. ввели возможность привлекать для легализации посредников, обеспечивая анонимность декларантам.

Налоговая амнистия в 2017 году для физических лиц официально пока не объявлялась. С 2018 г. Россия начинает обмен информацией о счетах своих граждан с 80 государствами, включая офшорные зоны. Тогда помилование при сообщении о капиталах будет бессмысленным. Возможно, отечественные законотворцы примут за несколько месяцев закон о легализации активов, учтя ошибки предыдущих кампаний.

О admin