Главная » В помощь предпринимателю » Методы нормирования труда

Методы нормирования труда

Нормирование и оплата труда

Методы нормирования труда

Нормы труда, как эффективный инструмент учета и анализа затрат очень важны в экономике в целом и каждой отдельной компании в частности. Установленные экспериментальным или опытным путем, они применялись в производстве издавна, но лишь с 19-го века нормирование труда стало научной теорией. Сегодня существуют типовые, отраслевые, локальные нормы труда, под термин нормирования подведена колоссальная научная база, постоянно совершенствующаяся, но мы постараемся разъяснить основные аспекты этого понятия.

Сфера менеджмента, объединяющая грамотное управление фирмой с установлением идеальных соотношений мер труда и его оплаты, является фундаментом нормирования и оплаты труда. Сегодня вопросы норм труда решаются в рамках ответственности компании и регулируются законодательными нормами ТК РФ: ст. 159 гл.22 обеспечивает использование систем нормирования труда, устанавливаемых работодателем с учетом мнения профоргана или коллективным договором, а ст. 129 ТК РФ дает определение зарплате, как вознаграждению за труд.

Выражается мера затрат труда нормами:

  • времени;
  • выработки;
  • обслуживания;
  • времени обслуживания;
  • численности работников (управляемости).

Нормы труда рассчитываются с учетом применяемых производственных технологий и особенностей организации. Для работ, однородных по выполнению, устанавливаются и применяются типовые нормы — отраслевые, межотраслевые, профессиональные и др.



Кроме норм труда существуют нормативы, рассчитываемые для конкретных вариантов типизированных или усредненных условий. Они становятся базовыми для расчета норм труда. Обоснованные нормы базируются на технико-экономических параметрах производства вкупе с допустимыми нагрузками и их оправданной интенсивностью.

Организация, нормирование и оплата труда на предприятии

Под организацией труда в компании понимается целый ряд мероприятий, направленных на создание приемлемых условий для эффективного функционирования компании, в том числе и успешного воспроизводства рабочей силы. В этом комплексе нормирование труда становится важнейшим и понимается не только, как определение критериев затрат труда в виде норм на выполнение трудовых операций, но и практическое совершенствование мотивации, т. е. оплаты труда, улучшение условий труда и повышение трудовой дисциплины.

Устанавливая нормы труда, компании используют разные методы. Наиболее распространены аналитический и опытно-статистический. Аналитический метод представляет собой научный подход, предусматривающий нормирование труда и расчет численности персонала на основе:

  • исследования трудового процесса в целом и рассечения его на составляющие элементы;
  • глубокого изучения влияющих на трудозатраты причин;
  • совершенствования способов выполнения операции;
  • расчета временных затрат на выполнение работы;
  • испытаний и последующего внедрения новой нормы в производственный процесс.


Аналитический метод объединяет два способа разработки норм труда:

  • расчетный, в основе которого лежат типовые нормативы;
  • исследовательский, определяющий нормы хронометражными измерениями, фотографиями рабочего дня, изучением временных потерь.

Опытно-статистический метод рассматривает созданное за прошлые периоды положение в компании как базовое для сравнения с планируемым периодом.

Сегодня коренным образом меняются организация и нормирование труда в муниципальных и госучреждениях. Это предусмотрено распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р, утвердившим «Программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда, изменения и разработки типовых норм труда федеральными органами исполнительной власти в период с 2013 по 2018».

Заключается она в переходе на прогрессивную систему эффективного контракта: предполагается, что заработок персонала бюджетной сферы будет зависеть от показателей работы и от качества госуслуг, предоставляемых гражданам.

Вследствие этого сегодня в бюджетной сфере вырабатываются и внедряются схемы нормирования труда, базирующиеся на рекомендациях Минтруда. В частности, разработчиками используются типовые нормы, установленные отраслевыми федеральными министерствами. При отсутствии типизированных норм по отдельным видам работ, учреждения вправе подготавливать собственные нормативы времени/численности, используя хронометражные исследования. А если нет типовых норм труда по должностям или видам работ, то нормирование осуществляют с учетом рекомендованных вышестоящей организации, либо привлекая сторонних специалистов на договорной основе.



Система нормирования госучреждения – совокупность решений, объединенных в локальном акте или колдоговоре, определяющий:

  • используемые в учреждении нормы по должностям/профессиям с указанием методов их установления;
  • порядок внедрения норм труда, применимых к предметным условиям производства либо рабочему месту;
  • подготовка замены/пересмотра норм труда в соответствии с оценкой степени напряженности и других подобных показателей;
  • контроль соблюдения установленных норм.

Разработанную систему норм в госучреждении Минтруд предлагает разместить в Положении о системе нормирования труда, утверждаемое локальным актом, либо включить в отдельный раздел колдоговора.

О admin