Главная » В помощь предпринимателю » Инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками

Инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками

Инвентаризация расчетов с покупателями

Инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками

Проведение инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками требуется перед формированием годовой отчетности, в процессе ликвидации бизнеса (п. 27 Приказа № 34н от 29.07.98 г.) и в других обязательных случаях. Основная цель – обеспечение достоверными данными внешних и внутренних пользователей бухучета. В каком порядке выполняется инвентаризация расчетов с покупателями? Какими документами оформляются результаты? Подробный обзор законодательных требований – в этой статье.

Когда требуется инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками

Инвентаризация обязательств, как и всех активов предприятия, проводится ради проверки правильности фактических расчетов с контрагентами, обоснования денежных остатков на развернутых счетах бухучета на определенную дату и выявления просроченных долгов. Перед сверкой с покупателями стороны подписывают акты сверки задолженности в произвольной форме. Выявленные расхождения между реальными данными и отраженными в учете регистрируются бухгалтером в том периоде, когда проводилась инвентаризация.

Согласно п. 27 Приказа № 34н инвентаризация обязательств требуется в случаях:

  1. Преобразования ГУП/МУП.
  2. Перед формированием годовых бухгалтерских отчетов.
  3. При реорганизации предприятия или его ликвидации.
  4. В иных случаях.



Обратите внимание! По распоряжению руководителя организации также возможно проведение инвентаризации в любой момент: сроки, порядок и частота таких мероприятий определяются компанией самостоятельно (п. 3 ст. 11 Закона № 402-ФЗ от 23.05.16 г.).

Документальное оформление инвентаризации расчетов с покупателями

Для грамотного оформления результатов инвентаризации с контрагентами рекомендуется применять акт формы ИНВ-17 (Постановление № 88 от 18.08.98 г.). Однако этот бланк не является обязательным к использованию: с 01.01.13 г. предприятия вправе разрабатывать собственные первичные документы, кроме учетных (ст. 9 № 402-ФЗ).

Акт инвентаризации выписывается в двойном экземпляре и заверяется уполномоченными лицами (представителями комиссии). Один документ передается в бухгалтерию, а второй хранится у комиссии. В качестве подтверждающих указанных долгов документов применяется справка (Приложение к ИНВ-17), в которую вносятся суммы по дебиторским/кредиторским долгам; наименования контрагентов; документы-обоснования обязательств, периоды возникновения.

О admin