ИНВ-18

Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств

Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств

ИНВ-18

ИНВ-18 – унифицированная типовая форма документа, необходимая для подтверждения обнаруженных инвентаризацией расхождений между реальным наличием основных фондов и данными бухучета. О специфических особенностях этого документа пойдет речь в публикации.

Ревизия наличия ОС, периодически проводимая в компании, преследует цели наблюдения за сохранностью фондов, обнаружения излишних, недостающих, неучтенных единиц. Инвентаризируют все виды имущества, которыми владеет фирма, а также не принадлежащие, но учитываемые в ней. Например: активы, принятые на ответхранение по заключенному соглашению, объекты в аренде и т.п.

Если по итогам проведенной проверки имеются расхождения между наличием ОФ по учету и по факту, составляется сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, где перечисляются все объекты с обнаруженными несоответствиями, квалифицирующиеся как недостачи или излишки с указанием количества и стоимости по каждой позиции.

Что представляет собой сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств

Форма ИНВ-18 введена в документооборот постановлением Госкомстата от 18.08.1998 № 88. Как любой сличительный документ, ведомость выстроена в классических традициях табличного варианта, куда заносятся следующие сведения:



  • название и краткая характеристика объекта, по которому выявлены несоответствия с учетными данными;
  • если объект арендованный — сведения о сроке аренды и владельце актива;
  • год приобретения или выпуска актива;
  • учетные реквизиты объекта – номера инвентарный, заводской, паспортный/ регистрационный;
  • излишки либо недостачи, зафиксированные инвентаризацией в количестве и суммовом выражении.

ИНВ-18 оформляют в 2-х экземплярах, один из которых передается в финансовую службу компании, второй остается у МОЛ. Оба документа должны быть подписаны исполнителем – счетным работником и материально-ответственным лицом.

Предлагаем форму ИНВ-18 – образец заполнения:

ИНВ-18

Обнаруженные излишки в бухучете относят на прочие доходы, приходуя их по цене, которую определяют на базе действующих рыночных цен. В налоговом учете подобные доходы признаются внереализационными.

При выявлении недостачи ОС, ответственный сотрудник дает письменные объяснения по этому поводу. На их основании руководитель фирмы выносит решение о списании актива и отнесении ущерба:

  • на виновника при его установлении;
  • на убытки фирмы при неустановлении виновного (к примеру, при хищении). В этом случае сумма ущерба отражается в бухучете на прочих расходах, а в налоговом – во внереализационных, если факты хищения подтверждены решениями следственных органов.


По окончании документального оформления итогов проверки бухгалтер отражает операции в учете:

При обнаружении излишков

Оприходование стоимости излишков ОС

Ввод в состав ОФ обнаруженных излишков

При обнаружении недостачи

Списание износа по недостающим объектам ОФ

Списана остаточная стоимость по недостающим активам

На виновника недостачи отнесен ущерб

Сумма ущерба внесена в кассу, на расчетный счет, удержана из зарплаты сотрудника

Списан ущерб на убытки при неустановлении виновника

О admin