Главная » В помощь предпринимателю » Анализ себестоимости продукции

Анализ себестоимости продукции

Анализ себестоимости

Анализ себестоимости продукции

Себестоимость готовой продукции является одним из важнейших показателей, характеризующих производственную деятельность. Поэтому анализ затрат и себестоимости продукции имеет первостепенное значение для оценки результатов работы предприятия. Рассмотрим основные принципы, на которых основан данный анализ.

Конкретный перечень затрат зависит от специфики бизнеса, но можно выделить ряд основных, которые будут характерны для любого вида деятельности:

  1. Сырье и материалы.
  2. Топливо и энергия.
  3. Заработная плата с начислениями.
  4. Амортизация основных средств.
  5. Прочие.

Также затраты делятся на прямые и косвенные, в зависимости от того, можно ли их непосредственно отнести на конкретный вид продукции, или нельзя. К прямым затратам обычно относят сырье, материалы и заработную плату рабочих, непосредственно занятых изготовлением продукции. Все остальные виды затрат относятся к косвенным.

Кроме того, существует разделение затрат на условно-постоянные и переменные.

Условно-постоянные затраты не изменяются при изменении объемов производства (или меняются незначительно). К ним относятся, например, амортизация, арендные платежи, налог на имущество, заработная плата управленческого персонала.

К переменным затратам кроме материалов и сдельной заработной платы могут быть отнесены энергоносители (если производство энергоемкое), затраты на ремонт и обслуживание оборудования и т.п.



Как видно из предыдущего раздела, существует несколько критериев, по которым можно группировать затраты. Каждый из них дает возможность проводить анализ себестоимости продукции с разных сторон.

Анализ по статьям позволяет определить, какие виды и группы затрат имеют наибольший удельный вес в структуре себестоимости по предприятию в целом и, следовательно, где нужно искать резервы для ее снижения.

Для расчета цен на готовую продукцию необходимо знать себестоимость каждого ее вида. В этом случае используется деление на прямые и косвенные затраты. Прямые затраты относятся непосредственно на каждое изделие, а косвенные распределяются между видами продукции пропорционально выбранной базе.

База распределения косвенных затрат зависит от состава себестоимости. В качестве нее обычно выбирают тот показатель, который преобладает в структуре прямых затрат – стоимость материалов или трудоемкость. Однако возможны и другие варианты. Например, если производство является энергоемким, то в качестве базы часто используют объем или стоимость потребленной энергии

Деление затрат на постоянные и переменные позволяет определить минимальный объем производства, после которого предприятие начинает работать с прибылью. Этот объем обычно называют «точкой безубыточности».

Для расчета уровня безубыточности сначала определяется маржинальный доход на одно изделие. Он определяется, как разность между ценой и переменными затратами на единицу продукции.

Маржинальный доход увеличивается при росте объема выпуска. Тот объем, при котором МД от всего объема реализации становится равным постоянным затратам, и является точкой безубыточности



ПостЗ = МД = Ц х В — ПерЗ1 х В = В х (Ц – ПерЗ1), где В – объем выпуска в натуральных единицах, который соответствует точке безубыточности.

Итак, точка безубыточности в количественном выражении равна

В = ПостЗ / (Ц – ПерЗ1) = ПостЗ / МД1

Графическое определение точки безубыточности приведено ниже

Анализ себестоимости продукции

Анализ себестоимости – один из важнейших разделов экономического анализа предприятия. Он позволяет определить оптимальный объем производства, рассчитать цену реализации готовой продукции, найти пути снижения производственных затрат.

Анализ себестоимости продукции

Анализ себестоимости продукции

Анализ себестоимости продукции

Анализ себестоимости продукции

Анализ себестоимости продукции



Анализ себестоимости продукции

Анализ себестоимости продукции

Анализ себестоимости продукции

Анализ себестоимости продукции

Анализ себестоимости продукции

Анализ себестоимости продукции

Бухгалтерский учет | 13:57 23 сентября 2008

О admin