Главная » В помощь предпринимателю » Александр Починок

Александр Починок

Александр Починок:

«Муниципалитеты будут выращивать этот налог»

Дарья Воробьева, корреспондент журнала

Александр Починок

Опубликовано в журнале «Современный Предприниматель» № 11 (ноябрь 2007 года)

– Первый вопрос, который напрашивается здесь – зачем? Для кого этот налог и какую пользу он может принести?

Александр Починок

– C помощью этого проекта можно решить две проблемы. Во-первых, дать надежный источник дохода местным бюджетам. Сейчас у них этого источника нет. Поэтому этот налог спланирован таким образом: а) он идет в бюджеты органов местного самоуправления, и б) эти органы заинтересованы в том, чтобы у них был этот налог. Они будут его очень активно собирать. Точнее, не собирать, а стимулировать, «выращивать». У них появится простая понятная зависимость: поработал с индивидуальными предпринимателями – получил увеличение бюджета. Это очень реально и очень интересно. Это первая вещь.

– Во-вторых – это возможность для индивидуальных предпринимателей иметь простой и понятный налог.

Знаете, на мой взгляд, особенно остро эта проблема стоит на юге страны. И вот почему. Возьмем тот же самый город Сочи, хотя, в принципе, это характерно для многих городов Краснодарского края. За последние годы там появилось гигантское количество гостиниц. Причем не таких, как были раньше: домик, в котором сдается две-три комнатки. Это гостиницы в три, в пять, в семь этажей. На 30, 70 номеров – это уже серьезные гостиницы. Плюс рестораны, кафе, магазины. И везде этим занимаются индивидуальные предприниматели. Но мы посмотрим внимательно – их доля в бюджете города совсем не такая большая, как должна быть. Значит, мы должны для них подобрать, «сшить по мерке» налог, который бы позволил укреплять местные бюджеты и в то же время был для них простым, понятным и неразорительным.



К тому же, именно в этой части экономики наибольшая доля серого и черного рынка. Мы оценивали ситуацию в России, теневая экономика в каждой отрасли разная, но она все равно очень-очень велика. Я считаю, что вот таким, относительно простым, налогом от этой серой экономики можно отрезать довольно большой кусок.

– Но все, что вы перечислили – гостиницы, рестораны, кафе – вся эта деятельность в большинстве регионов подпадает под ЕНВД. А «вмененка» по закону – обязательный налоговый режим. Как предполагается выходить из этой ситуации?

– Можно применять параллельно ЕНВД и налог на предпринимательский доход. Дело в том, что ЕНВД хорош, когда для одного и того же бизнеса примерно равные условия. Но согласитесь, отель в центре Сочи, отель в Адлере и отель в менее известном местечке будут давать совершенно разную доходность. И сделать для него ЕНВД предельно тяжело. «Вмененка» хороша при очень маленьких размерах бизнеса, когда мы фактически берем налог за само право заниматься предпринимательством. Для мелких индивидуальных предпринимателей он действительно хорош, он работает. Но так получилось, что индивидуальные предприниматели выросли. Они по-прежнему остаются в форме индивидуального предпринимателя, но у них совсем другие обороты. И именно поэтому волей-неволей напрашивается налог в процентах от дохода. Чтобы сделать налогообложение более справедливым и при больших доходах брать больше налога. «Вмененкой» это сделать можно. Но тогда придется долго работать с налоговыми ставками и особыми условиями, никакими коэффициентами мы это не решим. При этом отменять ЕНВД нельзя. Он работает в своей нише.



– Каким образом тогда разделять эти два режима? Пересматривать все местные законы по «вмененке» и выводить какие-то виды деятельности из-под ее действия?

– Думаю, это как раз то, чем с удовольствием займется исполнительная власть в пределах муниципального образования. Если руководство города или района хочет иметь хороший бюджет, оно все это сделает. Определит территории и виды деятельности, для которых можно оставить «вмененку». Там, где доходы не образуются в большом количестве, можно собирать фиксированные суммы. А вот там, где развитие явно перешагнуло через определенный рубеж, надо вводить налоги типа налога на доход. Только и всего.

Ясно, что тот же самый гостиничный бизнес в Сочи давно заслуживает более серьезного налога. Владельцы гостиниц на меня, конечно, за это обидятся, но пора и честь знать. Зная стоимость койко-дня в Сочи, можно легко себе представить, какой оборот у гостиницы на 50 номеров. Это уже совершенно не маленький бизнес. Извините, если вы работаете в городе, вы должны давать достаточно денег, чтобы существовала инфраструктура этого города.

– Значит, именно поэтому вы предполагаете сделать предпринимательский налог обязательным?

– Да. Это поле для творчества муниципалитета. Оно будет очень разным в любом уважающем себя регионе. Знаете, можно купить костюм в магазине, можно сделать подгонку, а можно сшить индивидуальный. Я сторонник того, что в таком бизнесе нужно делать индивидуальный крой и пошив.



Говорят, при введении подобного налога бизнес может «перебежать» в другой регион, с другим подходом и другими налогами. Но именно поэтому я не предлагаю такой налог для компаний, работающих в сферах, где действительно можно перейти в другой регион. Нефтяная компания может сменить место регистрации. Ресторан или гостиница никуда не «перебегут». Ценность гостиницы как раз в том, что она находится именно в этом месте. Именно поэтому здесь возможно самостоятельное творчество регионов. Оно никак не повлияет на налоговую безопасность России и к перетеканию капитала не приведет. Говоря прямо, если местная власть совсем больная на голову, тогда она может ввести запретительный налог, но, по-моему, в законе предусмотрено ограничение, не позволяющее сделать налог запретительным.

– В каком смысле – запретительным?

– Если вы делаете налог со сверхвысокой ставкой и сверхжесткими условиями сбора, вы можете просто убить бизнес. Поэтому предусмотренные ограничения по ставке и способ установления налога не дают возможности сделать его запретительным.

– По сути дела, предприниматели останутся в тех же рамках, но у них появится новый вариант налогообложения.

– У них станет поменьше налогов. Я не скрываю, что это придумано не для облегчения жизни предпринимателей. Облегчение может быть в части учета, а платить предпринимателям придется. Другое дело, что у предпринимателей появляется явный контролер – местная власть, которая получает возможность проверять.



– То есть, можно сказать, что это в первую очередь забота о местной власти?

– Забота. ну как сказать. Понимаете, вот огородник выращивает урожай. Да, понятно, что он его будет собирать, но он его сначала должен вырастить. Наверное, здесь уместна такая аналогия.

– Поможет ли этот режим сократить долю нелегального предпринимательства?

– А он, в том числе, для этого и задуман. Потому что именно при таком подходе, если вы уважающая себя местная власть, можно установить своих предпринимателей, посчитать, обложить их налогом и проконтролировать ситуацию.

Сейчас у местной власти интереса нет. Предприниматели там как-то работают, что-то продают, а муниципалитету от этого ни жарко, ни холодно. Пополнения бюджета нет.

А тут муниципалитет будет заинтересован каждого сосчитать. И сравнить. Они все у меня на территории работают – я легко вижу, кто сколько платит и у кого какой показан доход. А если кто-то явно выбивается из общего ряда, то либо он не умеет работать, либо он уклоняется от налогов – вот такой должна будет стать логика местной власти.

– А установление разницы между неумением работать и уклонением – проверка?

– Конечно. Причем, проверка не только уплаты налогов, но и общего объема бизнеса, его эффективности. Между прочим, это может пойти, в том числе, на пользу предпринимателям. Иногда сами предприниматели толком не понимают, как им организовать бизнес, чтобы он был доходным. Вполне штатная ситуация. И может быть, в ходе проверки предпринимателю подскажут, как действовать, чтобы лучше зарабатывать. Просто город будет заинтересован помогать бизнесу, потому что это его доходы.



– Сколько может потребоваться времени на введение этой системы?

– Вы хотите как в сказке: по щучьему велению – раз, и за один год все приняли. Любой налог нужно выращивать, если вы хотите его собирать. Мы говорим: «Мэр, дорогой, у тебя есть возможность – работай! Сколько наработал – столько у тебя в бюджете». А за сколько лет вырастят – ну. чем быстрее, тем лучше.

– Думаете, Минфин согласится на принятие еще одного спецрежима?

– Думаю, что нет. Это как раз мой пробный шар для Минфина, чтобы посмотреть на их реакцию. А дальше будем работать.

О admin