Главная » Учет иностранцев в РФ » Что может стать основанием для административного выдворения иностранца, Вопросы подписчиков, Журнал Кадровое дело&raquo

Что может стать основанием для административного выдворения иностранца, Вопросы подписчиков, Журнал Кадровое дело&raquo

Что может стать основанием для административного выдворения иностранца?

вопрос в следующем — генеральный директор — единоличный исполнительный орган — иностранец ВКС, что ему грозит в случае административного наказания (не миграционного характера, а административного)? Действует ли здесь принцип двух наказаний (после которых может быть выдворение) или этот принцип распространяется только на миграционные нарушения для иностранцев физических лиц? Меня волнует ответственность ВКС, как Генерального директора, из вебинара в начале года я узнала, что даше авто штрафы могут быть засчитаны количественно. Получается, что не только нарушение миграционного законодательства может стать причиной выдворения?Заранее спасибо за ответ

Согласно п. 10 ст. 13.2, подп. 7 п. 9 ст. 18 Закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ, основанием для аннулирования разрешения на работу высококвалифицированного специалиста и административного выдворения является неоднократное (два и более раза) в течение одного года привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ.

Следовательно, неоднократные штрафы за другие административные нарушения (в том числе, нарушение ПДД) не являются основанием для административного выдворения.

Вместе с тем, ряд административных нарушений является основанием для административного выдворения иностранца даже при их однократном совершении:



  • незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ч. 2 ст. 6.8 КоАП РФ);
  • потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ);
  • пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ (ч. 2 ст. 6.13 КоАП РФ);
  • незаконные приобретение, хранение, перевозка, производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка, сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ (ч. 2 ст. 6.16.1 КоАП РФ);
  • пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (ч. 3, ч. 4 ст. 6.21 КоАП РФ);
  • нарушение режима Государственной границы Российской Федерации (ч. 2 ст.18.1 КоАП РФ);
  • нарушение пограничного режима в пограничной зоне (ч. 1.1 ст. 18.2 КоАП РФ);
  • Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (ч. 2 ст. 18.4 КоАП РФ);
  • Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 18.8 КоАП РФ);
  • Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации (ст. 18.10 КоАП РФ);
  • Уклонение иммигранта от прохождения иммиграционного контроля, предусмотренного законодательством РФ, медицинского освидетельствования, идентификации личности, проживания в месте временного содержания, в центре временного размещения иммигрантов или в месте, определенном территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, для временного пребывания, а равно нарушение правил проживания в указанных местах либо уклонение от представления сведений или представление недостоверных сведений во время определения статуса иммигранта в РФ (ч. 1 ст. 18.11 КоАП РФ);
  • Несоблюдение иностранным гражданином или лицом без гражданства установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности (ч. 2 ст. 18.17 КоАП РФ);
  • Представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета (ч. 1, 3 ст. 19.27 КоАП РФ);
  • Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, новые потенциально опасные психоактивные вещества или одурманивающие вещества на улице, стадионе, в сквере, парке, в транспортном средстве общего пользования, а также в другом общественном месте (ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ);
  • Уклонение от исполнения административного наказания (ч. 3 ст. 20.25 КоАП РФ).



Подробности в материалах Системы Кадры:

Право и практика / Условия труда

Выдворение или депортация сотрудника — как быть работодателю?

Можно ли уволить работника-иностранца в случае его депортации или выдворения?*

Должен ли работодатель помогать в получении транзитной визы, если основная была аннулирована?

Должен ли работодатель оплачивать выдворение иностранного работника, если он выступает приглашающей стороной?

Лето – время, когда в Россию на заработки приезжает большое количество трудовых мигрантов. В связи с чем увеличивается и количество нарушений трудового и миграционного законодательства. Поэтому давайте подробнее рассмотрим такую проблему, как депортация и выдворение иностранных граждан, и что должен делать кадровик, если это касается работников компании.

В чем отличия депортации от административного выдворения

Понятия депортации и административного выдворения часто путают или же отождествляют (их признаки в таблице ниже).

Признаки депортации и административного выдворения

И хотя в обоих случаях итогом будет высылка иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы России, основания для этого разные (смотрите таблицу ниже).

Основания для высылки иностранца

Причины депортации – утрата или прекращение законных оснований для дальнейшего пребывания и проживания в России иностранца (ст. 18.8 и 18.10 КоАП РФ). А причины выдворения – нарушение закона трудовым мигрантом (ст. 3.10 КоАП РФ) (смотрите таблицу ниже). Решение о выдворении принимает суд, а о депортации – ФМС России.



Правонарушения, которые могут стать причиной административного выдворения

Последствия депортации для иностранного гражданина

По статистике ФМС России, за период с января по апрель 2013 года из России было выдворено и депортировано 11 403 иностранных гражданина. Что примерно на 3700 человек больше, чем в 2012 году за аналогичный период

Законными основаниями пребывания иностранного гражданина из визового государства на территории Российской Федерации является наличие у него визы, разрешения на временное проживание, разрешения на работу или вида на жительство. Однако в отношении мигранта может быть принято решение об аннулировании или уменьшении срока действия разрешительных документов либо о его нежелательном пребывании в России. После чего у него есть от трех до 15 дней, чтобы добровольно покинуть территорию страны. Если этого не происходит, то гражданина могут принудительно депортировать.

Если же иностранный гражданин или лицо без гражданства совершит правонарушение, то на него могут наложить административное наказание в виде выдворения. Покинуть пределы России он в этом случае может как самостоятельно, под контролем компетентных органов, так и принудительно.

Последствием административного выдворения и депортации для иностранного гражданина может стать запрет въезда на территорию России в течение пяти лет со дня процедуры высылки (п. 2 ст. 27 Закона № 114).

Действия работодателя, если документы иностранца утратили законную силу



С каждым годом все больше иностранцев подвергается процедуре высылки с территории России. Поэтому работодателю следует знать, как нужно действовать в случае, если его работник-иностранец нарушит правила пребывания, проживания, передвижения, миграционного учета и работы в России или совершит иные правонарушения.

Разрешение на работу. Если иностранный гражданин совершает административное правонарушение, например, в части режима пребывания на территории России и т. п. (гл. 18 КоАП РФ), то ФМС России аннулирует его разрешение на работу. Следовательно, находиться и трудиться на законных основаниях в России он не имеет права и должен выехать за пределы государственной границы Российской Федерации (п. 2 ст. 5 Закона № 115-ФЗ). В противном случае к нему может быть применено административное выдворение. Если разрешение на работу аннулировано, работодатель должен расторгнуть с мигрантом трудовой договор досрочно.

Иностранец должен покинуть Россию после получения документов о прекращении трудовых отношений (п. 2 ст. 5 Закона № 115-ФЗ). А бывшему работодателю контролировать его выезд не обязательно.

При этом ФМС России не обязана извещать работодателя об аннулировании разрешения на работу иностранца. Однако эту информацию можно уточнить на специальном сервисе госслужбы (services.fms.gov.ru/info-service.htm?sid=2060).

Виза. В случае если органы ФМС России принимают решение о сокращении срока действия или об аннулировании визы иностранца (штамп Аннулировано в паспорте или изъятие вкладыша с визой), работодателю не требуется дополнительно совершать какие-либо действия.



Однако организация обязана обеспечить получение иностранным работником или высококвалифицированным специалистом транзитной визы (код ТР1), срок которой не более 10 дней (ст. 25.7 Закона № 114-ФЗ и п. 97 Административного регламента, утвержденного Приказом № 430). А также материально обеспечить выезд визового приглашенного сотрудника (ч. 5 ст. 16 Закона № 115-ФЗ и п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 марта 2003 г. № 167).

Когда работодатель несет расходы по высылке иностранцев

Популярные вопросы

Согласно закону, административное выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства осуществляется за счет его средств (п. 1. ст. 34 Закона № 115-ФЗ). Если же у него их нет или он был принят на работу с нарушениями порядка привлечения иностранных работников, то за счет пригласившего юридического или физического лица.

Таким образом, работодатель обязан оплачивать расходы, связанные с выездом визового иностранца независимо от того, является ли высылка административным выдворением или депортацией (подп. 3 п. 6 ст. 13.2, подп. 6 п. 8 ст. 18 Закона № 115-ФЗ). Подтверждением предоставления средств иностранцу могут выступать чеки, маршрутные квитанции, билет и т. п.

Поэтому укажите в трудовом договоре с иностранцем, какие именно затраты понесет работодатель в случае его выдворения или депортации (авиабилеты, затраты на перевозку вещей и т. п.).

Если на трудового мигранта уже наложено административное наказание в форме выдворения, то попытайтесь его обжаловать и (или) добейтесь его смягчения



Если же работник прибыл в Россию в порядке, не требующем оформления визы, то на работодателя также может быть возложена обязанность оплатить расходы по его выдворению. Но только в тех случаях, когда иностранец был принят на работу с нарушениями миграционного законодательства. Например, если трудовая деятельность осуществлялась в ином субъекте федерации, не соответствовала должности (квалификации), без разрешения на работу и т. д. (гл. 18 КоАП РФ).

Когда выдворению подлежит высококвалифицированный иностранный специалист, то работодатель обязан нести расходы по его выдворению (подп. 3 п. 6 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ). Что же касается членов его семьи, то формально работодатель не должен оплачивать им проезд. Однако в случае выдворения самого работника нет законных оснований их пребывания в России. Следовательно, оплата членами семьи осуществляется самостоятельно, если иное не предусмотрено в трудовом договоре с высококвалифицированным иностранцем.

Отмечают эксперты, которые приняли участие в подготовке материала:

юрист практики по вопросам коммерческого, трудового и миграционного права CMS-Россия (Москва):

– Высылка иностранных граждан осуществляется двумя способами: с помощью депортации или административного выдворения. При этом решение о депортации принимает Федеральная миграционная служба России, а о выдворении – суд.

партнер, руководитель практики трудового права ООО ТэКа Групп (Москва):

– По общему правилу выдворяют иностранного гражданина или лицо без гражданства за счет его средств (п. 1 ст. 34 Закона № 115-ФЗ). Если же у него их нет или он был принят на работу с нарушениями порядка привлечения иностранных работников, то за счет пригласившего его работодателя.



Документы в тему

Материал подготовили Елена БАЛАШОВА, LL.M, управляющий партнер Балашова Лигал Консалтантс (Москва)

3. Нормативная база: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 3.2. Виды административных наказаний

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

2) административный штраф;

3) утратил силу. — Федеральный закон от 28.12.2010 N 398-ФЗ;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

9) административное приостановление деятельности;

(п. 9 введен Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

10) обязательные работы;

(п. 10 введен Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ)

11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

(п. 11 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 192-ФЗ)

2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 — 4, 9 части 1 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 — 11 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.



Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

1. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее — принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 410-ФЗ)

2. Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами.

3. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам.

(часть третья введена Федеральным законом от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

4. При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.



(часть 4 введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 410-ФЗ)

5. В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

(часть 5 введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 410-ФЗ; в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 232-ФЗ)

6. Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Статья 13.2. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами — высококвалифицированными специалистами



10. Решение об отказе в выдаче высококвалифицированному специалисту разрешения на работу, об аннулировании его разрешения на работу или об отказе в выдаче ему приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности принимается при наличии одного из оснований, предусмотренных подпунктами 1-10 пункта 9 и пунктами 9.1 и 9.7 статьи 18 настоящего Федерального закона.

Статья 18. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности

9. Разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, а выданное разрешение на работу аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в случае, если данный иностранный гражданин:

1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

3) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на работу, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо в течение десяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на работу, неоднократно (два и более раза) подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии;



4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение преступления;

6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;

8) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;

9) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;

10) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

15) не достиг возраста восемнадцати лет.

9.1. Помимо случаев, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи, разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение на работу аннулируется в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию данного иностранного гражданина.



9.7. Помимо случаев, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи, разрешение на работу иностранному гражданину не выдается и не продлевается, а выданное разрешение на работу аннулируется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом в случае:

1) представления работодателем или заказчиком работ (услуг) в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган поддельных или подложных документов либо сообщения работодателем или заказчиком работ (услуг) заведомо ложных сведений о себе или о данном иностранном гражданине;

2) поступления в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган, выдавшие данному иностранному гражданину разрешение на работу, заявления данного иностранного гражданина об аннулировании выданного ему разрешения на работу.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия,

эксперт Системы Кадры

Популярные вопросы

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Что может стать основанием для административного выдворения иностранца, Вопросы подписчиков, Журнал Кадровое дело&raquo

Что может стать основанием для административного выдворения иностранца, Вопросы подписчиков, Журнал Кадровое дело&raquo

Что может стать основанием для административного выдворения иностранца, Вопросы подписчиков, Журнал Кадровое дело&raquo

Что может стать основанием для административного выдворения иностранца, Вопросы подписчиков, Журнал Кадровое дело&raquo

  • Приказ о назначении генерального директора-2017 2736
  • Приказ о продлении полномочий директора: образец 2017 4999
  • Трудовой договор с иностранным гражданином 1970
  • Правила приема на работу иностранных работников 192346
  • Генеральный директор: оформление работы первого лица организации 2218



  • Мы в соцсетях

Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

О admin