Главная » Работа для иностранных граждан » Трудовые отношения с иностранными гражданами с 2015 года (Комиссарова Т
Трудовые отношения с иностранными гражданами с 2015 года (Комиссарова Т.Ю.) Дата размещения статьи: 03.03.2015 Под конец 2014 г. законодатели сделали сюрприз работодателям и внесли изменения в Трудовой кодекс и Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ). Перемены коснулись особенностей регулирования труда иностранцев и лиц без гражданства в России.

Трудовые отношения с иностранными гражданами с 2015 года (Комиссарова Т

Трудовые отношения с иностранными гражданами с 2015 года (Комиссарова Т.Ю.)

Дата размещения статьи: 03.03.2015

Под конец 2014 г. законодатели сделали сюрприз работодателям и внесли изменения в Трудовой кодекс и Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ). Перемены коснулись особенностей регулирования труда иностранцев и лиц без гражданства в России. Кроме этого, был принят Закон, определяющий права иностранцев на некоторые виды социального обеспечения. Сегодня расскажем, что же нового появилось в трудовых отношениях с работниками названных категорий.

1; Федеральный закон от 01.12.2014 N 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства».

Теперь согласно ст. 327.2 ТК РФ наряду со сведениями, предусмотренными ч. 1 ст. 57 ТК РФ, в трудовом договоре с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, указываются сведения:

— о разрешении на работу или патенте, выданных в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ, — при заключении трудового договора с временно пребывающими в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства;



— о разрешении на временное проживание в РФ, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ, — при заключении трудового договора с временно проживающими в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства;

— о виде на жительство, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ, — при заключении трудового договора с постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Обязательным для трудового договора с временно пребывающим в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства является условие об основаниях оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в том числе реквизитов договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг.

Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, должен обеспечивать оказание ему первичной медико-санитарной помощи и специализированной медпомощи в неотложной форме.

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

— трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;



— страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

— документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

— документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

— справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Согласно ст. 327.3 ТК РФ наряду с названными документами при заключении трудового договора с временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства такой кандидат должен предъявить договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ.

Отметим, что согласно ч. 2 ст. 327.3 ТК РФ разрешение на работу может быть предъявлено иностранным гражданином или лицом без гражданства работодателю после заключения ими трудового договора, если этот договор необходим для получения разрешения на работу. В данном случае трудовой договор вступает в силу не ранее дня получения разрешения на работу, а сведения о таком разрешении вносятся в трудовой договор в порядке, установленном ч. 3 ст. 57 ТК РФ, — непосредственно в текст договора.



А в случае, когда на работу принимается постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, работодатель должен потребовать от него предъявления вида на жительство.

Перевод работника без его согласия допускается также в случаях простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего сотрудника, если таковые вызваны чрезвычайными обстоятельствами.

Относительно иностранных работников или лиц без гражданства никаких исключений данная норма не содержит. Тем не менее законодатели посчитали необходимым урегулировать вопрос их временного перевода в отдельной норме — ст. 327.4 ТК РФ. В частности, в ней сказано, что в случаях, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 72.2 ТК РФ, временный перевод работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя допускается без учета профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности), указанной в разрешении на работу или патенте, на основании которых такой работник осуществляет трудовую деятельность. Однако произвести такой перевод работодатель вправе не более одного раза в течение календарного года.

— появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

— непрохождение обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда;



— непрохождение в установленном порядке обязательного медицинского осмотра, а также обязательного психиатрического освидетельствования;

— выявление в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения работы, обусловленной трудовым договором;

— приостановление действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если нельзя перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором;

— требования органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

— другие случаи, предусмотренные ТК РФ, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ.

Наряду с ними в силу ст. 327.5 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, в случаях:



— приостановления действия, окончания срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников — в отношении временно пребывающих в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

— окончания срока действия разрешения на работу или патента — в отношении временно пребывающих в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

— окончания срока действия разрешения на временное проживание в РФ — в отношении временно проживающих в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

— окончания срока действия вида на жительство в РФ — в отношении постоянно проживающих в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

— окончания срока действия на территории России договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращения действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, которые обеспечивают оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медпомощи в неотложной форме, — в отношении временно пребывающих в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.

Между тем ст. 327.6 ТК РФ установлены дополнительные основания прекращения трудовых отношений с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства. Так, данной нормой определены следующие случаи увольнения.

1. В отношении временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства:



— приостановление действия, окончание срока действия, аннулирование разрешения на привлечение и использование иностранных работников (п. 1 ч. 1);

— аннулирование разрешения на работу или патента (п. 2 ч. 1);

— окончание срока действия разрешения на работу или патента (п. 5 ч. 1);

— окончание срока действия на территории РФ договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращение действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, которые обеспечивают оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медпомощи в неотложной форме (п. 8 ч. 1).

2. В отношении временно проживающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства:

— аннулирование разрешения на временное проживание в РФ (п. 3 ч. 1);

— окончание срока действия разрешения на временное проживание в РФ (п. 6 ч. 1).

3. В отношении постоянно проживающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства:

— аннулирование вида на жительство в РФ (п. 4 ч. 1);

— окончание срока действия вида на жительство в РФ (п. 7 ч. 1).

Вне зависимости от категории иностранных работников трудовой договор с ними может быть расторгнут в связи:

— с приведением численности работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в соответствие с установленными федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ ограничениями на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства (п. 9 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ);



— с невозможностью предоставления работнику прежней работы по окончании срока временного перевода согласно ч. 2 ст. 327.4 ТК РФ (п. 10 ч. 1 ст. 327.6);

— с невозможностью временного перевода работника согласно ч. 3 ст. 327.4 ТК РФ (п. 11 ч. 1 ст. 327.6).

Отметим, что если работник подлежит увольнению ввиду невозможности предоставления прежней работы по окончании временного перевода или невозможности временного перевода (п. п. 10, 11 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ), работодатель обязан предупредить такого работника о предстоящем расторжении трудового договора в письменной форме не менее чем за три дня до увольнения.

2; «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Первым делом учтите, что если в соответствии с федеральным законом или международными договорами организация не имеет права привлекать иностранных работников, трудовой договор с ними не может быть заключен.

Уточнен срок трудового договора с иностранцами, а также перечень обязательных условий такого договора. Кроме этого, определены документы, которые должен предъявить иностранец для трудоустройства, например договор (полис) добровольного медицинского страхования, разрешение на работу или патент.

Определены дополнительные основания для прекращения трудового договора с работниками названных категорий.

Ну и напоследок напомним, что теперь иностранцы, временно пребывающие на территории РФ, могут получать пособие по временной нетрудоспособности.



Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

  • Москва, Московская область

+7 (499) 703-47-96

  • Санкт-Петербург, Ленинградская область

    +7 (812) 309-56-72

  • Федеральный номер

    Работаем без выходных

    Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.

    В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

    Указанной статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.



    Цель законопроекта — увеличение эффективности налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения. Так законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Кроме того, предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.

    В настоящее время законодательство о банкротстве предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур. При этом они редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Цель данного законопроекта — расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, а также введение новой реабилитационной процедуры — реструктуризации долгов.

  • О admin