Главная » Работа для иностранных граждан » Порядок трудоустройства украинца (беженца, временно прибывающего, временно-постоянно проживающего)
Порядок трудоустройства украинца (беженца, временно прибывающего, временно-постоянно проживающего) Правоотношения в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в РФ и осуществлением ими на территории РФ трудовой, предпринимательской и иной деятельности регулируются ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ О правовом положении иностранных граждан в РФ (далее - Закон N 115-ФЗ). Согласно ст. 2 ФЗ N 115-ФЗ в зависимости от оснований нахождения на территории РФ иностранные граждане подразделяются на следующие категории Временно проживающие в РФ, то есть получившие разрешение на временное проживание Постоянно проживающие в РФ, то есть получившее вид на жительство Временно пребывающие в РФ - лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание Временно пребывающие граждане Украины Согласно ст. 2 Закона N 115-ФЗ временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Порядок трудоустройства украинца (беженца, временно прибывающего, временно-постоянно проживающего)

Порядок трудоустройства украинца (беженца, временно прибывающего, временно-постоянно проживающего)

Правоотношения в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в РФ и осуществлением ими на территории РФ трудовой, предпринимательской и иной деятельности регулируются ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ

О правовом положении иностранных граждан в РФ (далее — Закон N 115-ФЗ).

Согласно ст. 2 ФЗ N 115-ФЗ в зависимости от оснований нахождения на территории РФ иностранные граждане подразделяются на следующие категории

  • Временно проживающие в РФ, то есть получившие разрешение на временное проживание
  • Постоянно проживающие в РФ, то есть получившее вид на жительство
  • Временно пребывающие в РФ — лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание

Временно пребывающие граждане Украины

Согласно ст. 2 Закона N 115-ФЗ временно пребывающий в РФ иностранный гражданин — лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

В соответствии со ст. 1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан РФ и Украины (Москва, 16.01.1997) в отношении граждан Украины действует безвизовый порядок въезда на территорию РФ.



Организация, принимающая на работу иностранного гражданина, прибывшего на территорию РФ в порядке, не требующем получения визы, вправе использовать труд иностранцев без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников (пп. 1 п. 4.5 ст. 13 ФЗ N 115-ФЗ), однако работникам необходимо иметь разрешения на работу (п. 4 ст. 13, ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ), полученные в порядке, установленном Административном регламентом, регулирующим порядок предоставления разрешений на работу иностранным гражданам, утвержденным приказом ФМС, Минздравсоцразвития РФ, Минтранса РФ и Государственного комитета РФ по рыболовству от 11.01.2008 N 1/4/1/2.

Согласно п. 6 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции рассматривает заявление о выдаче разрешений на работу с учетом квот на выдачу таких разрешений, если данные квоты установлены Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 31.10.2013 N 977 утверждены на 2014 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу. Квота установлена в целом по стране. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 16.12.2013 N 739н данная квота распределена по субъектам РФ. В каждом субъекте РФ количество разрешений на работу распределено по профессиям, специальностям и квалификации. Таким образом, квота установлена и распределена без адресной привязки к конкретным работодателям.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выдано разрешение на работу, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).



При приеме на работу временно пребывающего иностранца организация обязана в течение трех рабочих дней с момента заключения трудового и (или) гражданско-правового договора уведомить об этом территориальный орган ФМС РФ и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ), в порядке, утверждённом приказом Федеральной миграционной службы от 28.06.2010 N 147.

Помимо этого работодатель, заключивший с иностранным работником в РФ новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязан

  • Уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение 10 дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в РФ нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве ИП, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику (пп. 4 п. 8 ст. 18 ФЗ N 115-ФЗ). Примерная форма уведомления о привлечении и использовании иностранной рабочей силы рекомендована письмом ФНС России от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676
  • Направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров (пп. 7 п. 8 ст. 18 ФЗ N 115-ФЗ)
  • Направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания (пп. 8 п. 8 ст. 18 ФЗ N 115-ФЗ)



ЮЛ, у которого иностранный гражданин фактически работает, обязано представить уведомление о его прибытии в место пребывания в орган миграционного учета (п. 7 ч. 1 ст. 2, ст. 22 ФЗ от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9). Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания утверждена приказом ФМС России от 23.09.2010 N 287.

Также определенные особенности приема на работу установлены для отдельных категорий иностранных граждан, перечисленных в п. 4 ст. 13, ст. 13.2-13.5 ФЗ N 115-ФЗ.

Временно или постоянно проживающие в РФ граждане Украины

Временно проживающим в России иностранцем считается гражданин, получивший разрешение на временное проживание (далее также — РВП), постоянно проживающим в РФ иностранным гражданином — лицо, получившее вид на жительство (ВНЖ) (п. 1 ст. 2 ФЗ N 115-ФЗ).

Для привлечения к труду иностранца, имеющего РВП или ВНЖ, работодателю не надо получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, а работнику — разрешение на работу (пп. 1 п. 4 ст. 13 ФЗ N 115-ФЗ). При этом временно проживающий в России иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность только в пределах субъекта РФ, в котором ему выдано РВП, а для постоянно проживающих иностранцев таких ограничений нет (п.п. 4.2, 5 ст. 13 ФЗ N 115-ФЗ).



Поскольку для осуществления трудовой деятельности временно и постоянно проживающим гражданам Украины не нужно получать разрешение на работу, квота, предусмотренная п. 6 ст. 13.1, п. 3 ст. 18.1 ФЗ N 115-ФЗ, не имеет к ним отношения. Получение же разрешения на временное проживание может быть выдано гражданину Украины только в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ, если он не относится к категории иностранных граждан, перечисленной в п. 3 ст. 6 ФЗ N 115-ФЗ.

Уведомлять органы ФМС и службы занятости у работодателя необходимости нет — лица, временно и постоянно проживающие в РФ, самостоятельно сообщают миграционной службе о месте своей работы в рамках ежегодного уведомления органов ФМС (п. 9 ст. 6, п. 6 ст. 8 ФЗ N 115-ФЗ). Формы и порядок уведомления установлены постановлением Правительства РФ от 17.01.2007 N 21. Также, по нашему мнению, на работодателей, принимающих на работу иностранцев, временно или постоянно проживающих на территории РФ, не распространяется требование о необходимости уведомления иных госорганов о привлечении и об использовании иностранных работников (п. 8 ст. 18 ФЗ N 115-ФЗ), так как под иностранным работником понимается иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ). Однако, уведомив эти органы для «подстраховки», работодатель не нарушит законодательство.

Гражданину Украины, признанному беженцем в РФ, для осуществления трудовой деятельности не требуется разрешение на работу, а его работодателю в этом случае не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников (пп. 11 п. 4 ст. 13 ФЗ N 115-ФЗ, п. 9 ст. 8 ФЗ от 19.02.1993 N 4528-I «О беженцах», Письмо Министерства образования и науки РФ от 08.08.2014 N НТ-865/08, далее — Письмо N НТ-865/08).



Порядок оформления приема на работу украинца

Согласно ст. 11 ТК РФ правила, установленные трудовым законодательством РФ и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, поэтому при приеме на работу иностранного гражданина необходимо соблюдать общие правила приема на работу, установленные для граждан РФ (гл. 11 ТК РФ «Заключение трудового договора»).

При трудоустройстве гражданин Украины должен представить документы, указанные в ст. 65 ТК РФ, с учетом ряда особенностей:

1) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, — паспорт или иной документ, установленный ФЗ или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст. 10 ФЗ N 115-ФЗ);

2) разрешение на работу (для временно пребывающих иностранцев), или разрешение на временное проживание / отметку в паспорте об РВП (для временно проживающих), или вид на жительство (для постоянно проживающих);

3) трудовую книжку. Поскольку Украина входила в состав СССР, то если иностранный гражданин представляет трудовую книжку образца 1974 или 2004, заводить новую нет необходимости. В случае отсутствия у иностранного гражданина трудовой книжки установленного образца работодатель должен завести на работника новую трудовую книжку (письмо Роструда от 15.06.2005 N 908-6-1);

4) документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Отметим, что согласно ст. 4 Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (Москва, 15.04.1994), сторонами которого являются РФ, Украина и Беларусь, каждая из Сторон признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы. Если документ оформлен не на русском языке, работодатель вправе требовать предоставления ему нотариально удостоверенного перевода такого документа. В части, касающейся признания в РФ документов об образовании, выданных на территории Украины, необходимо руководствоваться письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.04.2014 N 01-52-574/06-1295;



5) на основании п. 1 ст. 7 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» временно пребывающие иностранцы, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года, а также временно и постоянно проживающие иностранцы подлежат обязательному пенсионному страхованию. Поэтому при приеме на работу такие категории иностранцев также должны предъявлять страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. При приеме на работу временно пребывающих на территории РФ иностранцев, заключивших трудовой договор на срок менее 6 месяцев, предъявлять такое свидетельство им не нужно. Лицо, впервые поступившее на работу, получает страховое свидетельство через работодателя (ст. 1, п. 2 ст. 7 ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»);

6) документы воинского учета иностранные граждане при приеме на работу не представляют, так как они не являются военнообязанными лицами по законодательству РФ (п. 1 ст. 15 ФЗ N 115-ФЗ, ст. 1 и ст. 8 ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»);

7) при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным ФЗ не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию — справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (письмо N НТ-865/08).



Согласно п. 7 ст. 84 и п. 7 ст. 83 НК РФ временно пребывающий в РФ иностранный гражданин может обратиться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет и получении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Однако такие действия обязанностью ФЛ не являются. При этом в силу п. 7 ст. 13 Закона N 115-ФЗ (норма введена в действие с 01.01.2014) при подаче в орган ФМС документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу налоговый орган самостоятельно осуществляет постановку такого гражданина на налоговый учет, о чем уведомляет самого иностранца и орган ФМС (который, соответственно, и вносит сведения об ИНН работника в выдаваемое ему разрешение на работу).

Временно и постоянно проживающие в России граждане Украины получают ИНН по желанию (п. 7 ст. 83 НК РФ). Следовательно, в любом случае работодатель не должен осуществлять какие-либо действия по постановке работника — гражданина Украины на налоговый учет или проверять факт такой постановки.

Если с учетом специфики будущей работы установлено требование о представлении дополнительных документов, то иностранный гражданин должен представить и такие документы (часть вторая ст. 65 ТК РФ).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Верхова Надежда

Специалисты ААА-Инвест выполнят для Вас услуги заполнения и подачи налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, в том числе дистанционно для клиентов из любого региона РФ.



Невозможность очной встречи не является препятствием для выполнения услуг нашими экспертами!

О admin