Главная » Работа для иностранных граждан » Особенности оформления разрешений на работу иностранным гражданам — высококвалифицированным специалистам
Особенности оформления разрешений на работу иностранным гражданам - высококвалифицированным специалистам Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №10 год - 2010 С 01.07.2010 - даты вступления в силу основной части норм Федерального закона от 19.05.2010 № 86-ФЗ &О внесении изменений в Федеральный закон &О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации&; и отдельные законодательные акты Российской Федерации&; - действует особый порядок получения разрешений на работу для иностранных граждан, являющихся высококвалифицированными специалистами.

Особенности оформления разрешений на работу иностранным гражданам — высококвалифицированным специалистам

Особенности оформления разрешений на работу иностранным гражданам — высококвалифицированным специалистам

Опубликовано в журнале «Кадры предприятия» №10 год — 2010

С 01.07.2010 — даты вступления в силу основной части норм Федерального закона от 19.05.2010 № 86-ФЗ &О внесении изменений в Федеральный закон &О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации&; и отдельные законодательные акты Российской Федерации&; — действует особый порядок получения разрешений на работу для иностранных граждан, являющихся высококвалифицированными специалистами. Основные его отличия от общего порядка заключаются в том, что:

а) работодатель может привлекать и использовать иностранных работников — высококвалифицированных специалистов без разрешения на привлечение и использование иностранных работников (пункт 4.5 статьи 13 Федерального закона);

б) на иностранных граждан — высококвалифицированных специалистов не распространяется квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу;

в) срок разрешения на работу иностранному гражданину — высококвалифицированному специалисту определяется сроком трудового договора (до 3 лет) и может неоднократно продлеваться на срок действия трудового договора, но не более чем на 3 года для каждого такого продления.

Сама процедура привлечения иностранных граждан — высококвалифицированных специалистов также существенно отличается от общих правил привлечения и использования иностранных работников.



Начнем с того, что высококвалифицированные специалисты — особая категория иностранных граждан . Она обособлена от выделенной в статье 18.1 Федерального закона &О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации&; группы квалифицированных специалистов, на которых не распространяются устанавливаемые Правительством РФ квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, перечень профессий (специальностей) которых каждый год утверждается Минздравсоцразвития России 1 .

Согласно пункту 1 статьи 13.2 Федерального закона под высококвалифицированным специалистом понимается иностранный гражданин, отвечающий в совокупности следующим требованиям:

  1. он имеет опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности;
  2. условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждени ) в размере 2 000 000 рублей и более за период, не превышающий 1 год. Как определено в этой же норме, исход из приоритетов развития российской экономики, Правительство РФ вправе снижать указанные требования к размеру заработной платы (вознаграждения) таких иностранных граждан. Как представляется, этот не вполне традиционный подход к корректировке абсолютных величин, устанавливаемых в федеральных законах, будет предполагать принятие Правительством РФ не индивидуальных актов в отношении определенных групп работодателей и категорий иностранных граждан, а по соответствующим отраслям экономики.


Оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, которых планируется использовать как высококвалифицированных специалистов, работодатели осуществляют самостоятельно . Это означает, что органы государственной власти или уполномоченные ими организации не вправе проводить какие-либо процедуры аттестации, иной оценки указанных иностранных граждан до их трудоустройства. При этом, однако, работодатели несут соответствующие риски.Под рисками в данном случае следует понимать несоответствие иностранного специалиста заявленным сведениям и (или) порученной на основании указанной информации работы, непригодность заявленной компетенции содержанию работы в Российской Федерации и т.д.

Для оценки компетентности и уровня квалификации приглашаемого высококвалифицированного специалиста работодатель использует:

  • документы и сведения, подтверждающие наличие у данного специалиста профессиональных знаний и навы­ков;
  • сведения о результатах трудовой деятельности иностранного гражданина, включая отзывы иных работодателей, в том числе иностранных;
  • сведения, представленные организациями, профессионально занимающимися оценкой и подбором персонала;
  • сведения о результатах интеллектуальной деятельности, автором или соавтором которых является иностранный гражданин;
  • сведения о профессиональных наградах и других формах признания профессиональных достижений; сведени об итогах проведенных работодателем конкурсов;
  • иные объективные, достоверные и проверяемые документы и сведения.


Привлекать высококвалифицированных специалистов в особом порядке вправе не все работодатели, а только:

а) российские коммерческие организации;

б) российские научные организации, образовательные учреждения профессионального образования (за исключением учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений), учреждения здравоохранения, а также иные организации, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, при наличии у них в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственной аккредитации;

в) аккредитованные в установленном порядке на территории Российской Федерации филиалы иностранных юридических лиц.

Как следует из приведенного перечня, физические лица, как индивидуальные предприниматели, так и не вляющиеся таковыми, не могут воспользоваться новым порядком привлечения иностранных граждан в качестве высококвалифицированных специалистов.

Помимо определения особого, организационно-правового, статуса законодатель выдвинул требования, которым работодатели должны отвечать с точки зрения правомерного проведения. Так, согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 13.2 Федерального закона &О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации&; работодатель не должен:



  1. в течение 2 лет со дня подачи ходатайства о привлечении высококвалифицированных специалистов подвергаться административному наказанию за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан;
  2. иметь на момент подачи ходатайства о привлечении высококвалифицированных специалистов неисполненные постановления о назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений.

Не будет принято ходатайство работодателя, если ФМС России будет располагать информацией о нарушении работодателем условий трудового договора . Согласно пункту 26 статьи 13.2 Федерального закона &О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации&; работодатель, по собственной вине не исполнивший прин тых на себ об зательств перед высококвалифицированным специа­листом, установленных в соответствии с Федеральным законом, а равно об -зательных условий трудового договора, заключенного с высококвалифициро­ванным специалистом, лишаетс права привлекать высококвалифицированных специалистов на 2 года со дн , когда соответствующие обсто тельства стали известными ФМС России.

О admin