Главная » Здоровье » Словарь исторической одежды
Что такое охабень - описание старинной одежды, материалы изготовления и украшения

Словарь исторической одежды

Муллер Н. Словарь исторической одежды

Рисунки Н. Муллер

Коллекционировать можно не только марки, фарфор, автографы, спичечные и винные этикетки, коллекционировать можно и слова.

Меня, как художника по костюмам, интересовали и интересуют слова, связанные с костюмами. Интерес этот возник давно. Будучи студенткой ГИТИСа, я делала курсовую работу «Театральный костюм в театрах графа Н. П. Шереметева» и вдруг прочла: «. платья были сделаны из стамеда». Но что это такое? Стамед стал первым «экземпляром» моей коллекции. А ведь читая художественную литературу, мы довольно часто сталкиваемся со словами-реликтами, значения которых мы подчас не знаем или знаем приблизительно.

Мода всегда была «капризна и ветрена», на смену одной моде, одним названиям приходила другая мода, другие названия. Старые слова либо забывались, либо теряли свое первоначальное значение. Наверное, немногие теперь могут себе представить платья, сшитые из материала гран-рамаж или цвета «паука, замышляющего преступление», а в XIX столетии такие платья были модны.

Обувь, головные уборы, сумки и др.

Детали костюма, нижнее платье

Национальный костюм (киргизский, грузинский)

«Много побрали пригожих девиц, а с ними столько золота, тканей цветных и аксамита драгоценного».

Было известно несколько видов этой ткани: гладкие, петельчатые, стриженые. Употреблялась она для изготовления дорогих одежд и для обивки мебели.

В Древней Руси это была одна из самых дорогих и любимых тканей. Начиная с X по XIII век единственным поставщиком ее была Византия. Но византийские аксамиты до нас не дошли, техника изготовления их к XV веку была забыта, а название удержалось. До нас дошли венецианские аксамиты XVI–XVII веков.

Большой спрос аксамита на Руси в XVI–XVII веках и его дороговизна вызвали усиленное подражание. Русские мастерицы удачно имитировали богатые узоры и петли аксамита. К 70-м годам XVIII века мода на аксамит прошла и ввоз ткани в Россию прекратился.

«С какой это стати ты нарядилась сегодня в шерстяное платье! Могла бы нонче и в барежевом походить».

«. и хитон из драгоценного саргонского виссона такого блестящего золотого цвета, что одежда казалась сотканной из солнечных лучей»…

«Софья Николаевна встала с живостью, взяла с подноса и поднесла свекру кусок аглицкого тончайшего сукна и камзол из серебряного глазета, весь богато расшитый. »

С. Аксаков. «Семейная хроника».

«. да три грогроновых – это тринадцать, гроденаплевых, да гродафриковых. »

А. Островский. «Свои люди сочтемся».

С. Аксаков. «Семейная хроника».

«Одна была одета в роскошный лиф из дама; расшитый золотом, утратившим блеск, и простую холщовую юбку».

П. Мериме. «Хроника времен Карла X».

«Женщины в затрапезах, полосатых платках с детьми на руках. стояли около крыльца».

«. белые казимировые панталоны с пятнами, которые когда-то натягивались на ноги Ивана Никифоровача и которые можно теперь натянуть разве на его пальцы».

Н. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

«. и с досадой косились на жен и дочерей голландских шкиперов, которые в канифасовых юбках и красных кофточках вязали свой чулок. »

А. Пушкин. «Арап Петра Великого».

«Через минуту в столовую вошел белокурый малый – в штанах из полосатой пестряди, засунутых в сапоги».

М. Салтыков-Щедрин. «Пошехонская старина».

«На опушке, прислонившись к мокрой березке, стоял старик пастух, тощий в рваной сермяге без шапки».

«Кетчер явился ко мне в черном плаще без воротника, подбитый черным стаметом как дьявол в «Роберте».

И. Панаев. «Литературные воспоминания».

«Ведь мне ходить по Москве пешком в узеньких, коротеньких брючках да в твиновом пальто с разноцветными рукавами – это хуже смерти».

А. Островский. «Последняя жертва».

«Когда она вышла к нему в белом тарлатановом платье, с веткой небольших синих цветов в слегка приподнятых волосах, он так и ахнул».

«Генерал Карлович из-за обшлага вытащил фуляровый платок, вытер лицо и шею под париком».

«Павел явился в класс приодетый: в желтом фризовом сюртуке и в белом галстуке на шее».

М. Салтыков-Щедрин. «Пошехонская старина».

«На ней было платье «adrienne» из алого гродетура, выложенного по швам, в рисунок, серебряным галуном. »

Вяч. Шишков «Емельян Пугачев».

«Платье не теснило нигде, нигде не спускалась кружевная берта. »

Л. Толстой «Анна Каренина».

«Каждую ночь вижу во сне, будто я в малиновой бостроге танцую минувет».

«Ловко сидел на ней темный шерстяной бурнус, отлично сшитый».

Н. Некрасов. «Три страны света».

«Не смейте носить этого ватерпруфа! Слышите! А то изорву я его в клочки. »

«На крыльце стоит его старуха

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

«На плечи ее было накинуто что-то вроде епанечки из пунцового бархата, опушенного соболями».

Н. Некрасов «Три страны света».

«. баронесса была в шелковом необъятной окружности платье, светло-серого цвета, с оборками в кринолине».

Кринолин – нижняя юбка из конского волоса, происходит от двух французских слов: crin – конский волос, lin – лен. Была изобретена французским предпринимателем в 30-е годы XIX века. В 50-х годах XIX века в нижнюю юбку вшивали стальные обручи или китовый ус, но название сохранилось.

Наивысший расцвет кринолинов – 50–60-е годы XIX века. К этому времени они достигают огромных размеров.

«Вошла Софья, – по-девичьему – простоволосая, в черном бархатном летнике, с собольим мехом».

«И как же вам ехать в дорожном платье! Не послать ли к повивальной бабушке за ее желтым роброном!»

А. Пушкин «Капитанская дочка».

«Ольга Дмитриевна приехала, наконец, и, как была, в белой ротонде, шапке и в калошах, вошла в кабинет и упала в кресло».

«Она была некрасива и немолода, но с хорошо сохранившейся высокой, немного полной фигурой, и просто и хорошо одетой в просторный светло-серый сак с шелковым шитьем на воротнике и рукавах».

Такой вид одежды был распространен во второй половине XIX столетия.

Второе значение – дорожная сумка.

«Ан врешь – не весь: ты мне еще соболий салоп обещал».

А. Островский «Свои люди – сочтемся».

«Приехав домой, бабушка, отлепливая мушки с лица и отвязывая фижмы, объявила дедушке о своем проигрыше. »

Былина об Алеше Поповиче.

«Не ходи так часто на дорогу

С. Есенин «Письмо к матери».

Шушуном называли также короткую распашную кофту, короткополую шубку. Шубка-шушун дожила до XX века.

«Невдалеке от нас за двумя сдвинутыми столиками у окна сидела группа старых казаков с седыми бородами, в длинных старинного покроя кафтанах, называемых здесь азямами».

«Невдалеке от башни, завернутая в альмавиву (альмавивы были тогда в великой моде), – виднелась фигура, в которой я тотчас признал Тархова».

И. Тургенев «Пунин и Бабурин».

«Братишки окончательно порвали со старым миром, носят рубашки «апаш», редко чистят зубы, всей душой болеют за родную футбольную команду. »

И. Ильф и Е. Петров «1001 день, или новая Шехерезада».

«В дверях стоял мужик в новом армяке, подпоясанный красным кушаком, с большой бородой и умным лицом, по всем признакам староста. »

«Одет он был забубенным помещиком, посетителем конных ярмарок, в пестрый, довольно засаленный архалук, полинявший шелковый галстук лилового цвета, жилет с медными пуговками и серые панталоны с огромными раструбами, из-под которых едва выглядывали кончики нечищенных сапог».

И. Тургенев «Петр Петрович Каратаев»

Мужская одежда (продолжение) 4

«– Володя! Володя! Ивины! – закричал я, увидев в окне трех мальчиков в синих бекешах с бобровыми воротниками».

«Рука его судорожно потянулась к карману офицерских галифе».

«Гусар! Ты весел и беспечен,

«Мы сняли мундиры, остались в одних камзолах и обнажили шпаги».

А. Пушкин «Капитанская дочка».

«Теплый зимний кожух был надет в рукава, и пот градом лил с него, как из ведра».

«Петр же приеха на княж двор и ту снидоша противу ему с сеней слугы княжи вси в черных мятлих».

Летопись, Ипатьевский список. 1152 г.

А. Толстой «Князь Серебряный».

«Солнышко мое красное! – вскричал он, хватаясь за полы царского охабня. »

А. Толстой «Князь Серебряный».

«Какой сногсшибательный вид?

В. Маяковский «Следующий день».

«Князь Ипполит торопливо надел свой редингот, который у него, по-новому, был длиннее пяток».

«Он мал ростом, на нем толстовка из бумажного коверкота, сандалии, синие носки».

Ю. Олеша «Вишневая косточка».

«Николай Муравьев, стоявший близ Кутузова, видел, как невозмутимо-спокоен был этот невысокий, тучный, старый генерал в простеньком коротком сюртуке и шарфе через плечо. »

Н. Задонский «Горы и звезды».

«Никита Зотов стоял перед ней истово и прямо, как в церкви, – расчесанный, чистый, в мягких сапожках, в темной из тонкого сукна ферязи».

Обувь, головные уборы, сумки и др. 5

«Ботфорты, поднимавшиеся чуть повыше лодыжки, были подбиты множеством кружев и так широки, что кружева помещались в них словно цветы в вазе».

Альфред де Виньи «Сен-Мар».

«У всех солдат были широкие меховые наушники, серые перчатки и суконные гамаши, закрывающие носки ботинок».

В XVII–XVIII веках было введено единое обмундирование. Одеждой солдат были тогда кафтан (жюстокор), камзол (длинный жилет), короткие штаны – кюлоты и гамаши. Но в начале XIX века вместо кюлот стали носить длинные панталоны и лосины. Гамаши стали делать короткими. В таком виде они сохранились в гражданском костюме и в некоторых армиях.

«Человек в гетрах, прижав ко рту окровавленный платок, шарил в пыли на дороге, разыскивая сбитое пенсне».

К. Паустовский «Повесть о жизни».

«Камер-пажи были еще наряднее – в белых лосинах, лакированных высоких ботфортах и со шпагами на старинных золотых портупеях».

А. Игнатьев «Пятьдесят лет в строю».

«У одного из махновцев ветром снесло соломенное канотье».

К. Паустовский «Повесть о жизни».

В начале XIX века любимым женским головным убором была так называемая «кибитка» – шляпа с небольшой тульей и полями в виде большого козырька. Название произошло от схожести очертаний шляпы с крытой повозкой.

«Она достала из огромного ридикюля яхонтовые сережки и, отдав их именинно-сиявшей и разрумянившейся Наташе, тотчас же отвернулась от нее. »

Детали костюма, нижнее платье 6

«Простой белый плащ надет на царе, скрепленный на правом плече и на левом боку двумя египетскими аграфами из зеленого золота, в форме свернувшихся крокодилов – символ бога Себаха».

«. дочь воеводы смело подошла к нему, надела ему на голову свою блистательную диадему, повесила на губы ему серьги и накинула на него кисейную прозрачную шемизетку с фестонами, вышитыми золотом».

Другое значение шемизетки – женская кофта, блузка.

«Его ренгравы были так широки и так обильно украшены кружевами, что шпага дворянина на их фоне казалась неуместной».

Кто автор столь невиданного наряда? Одни приписывают его голландскому послу в Париже Рейнграфу фон Сальм-Невилю, якобы удивившему таким туалетом Париж. Но Ф. Буш в книге «История костюма» пишет, что Сальм-Невиль мало занимался вопросами моды, а возможным создателем ренграв считает Эдуарда Палатина, известного в то время своими чудачествами и экстравагантными туалетами, обилием лент и кружев.

Мода на ренгравы соответствовала господствующему тогда стилю барокко и продержалась до семидесятых годов.

Национальный костюм некоторых народов, проживающих в России

Традиционная одежда киргизов 7

«Она надела простенькое платье, но поверх него вышитый замысловатыми узорами белдемчи, руки ее украшали недорогие браслеты и кольца, в ушах бирюзовые серьги».

«. платок спущен на плечи, на ногах ичиги и кауши».

«Впереди всех, небрежно свесившись на левую сторону седла, в белом колпаке, отделанном черным бархатом, в кементае из белого войлока, обшитом бархатом, красовался Тюлькубек».

«Мир наш создан для богатых и сильных. Для бедных и слабых он тесен, как сыромятный чарык. »

Т. Касымбеков «Сломанный меч».

Срезают кисточки с колпаков,

Из киргизского эпоса «Манас».

Колпаки шили из четырех клиньев, расширяющихся книзу. По бокам клинья не сшивали, что позволяет поднимать или опускать поля, защищая глаза от яркого солнца. Верх украшали кисточкой.

Киргизские колпаки были разнообразны в покрое. Колпаки знати были с высокой тульей, поля колпака подшивали черным бархатом. Бедные киргизы свои головные уборы оторачивали сатином, а детские колпаки украшали красным бархатом или красной материей.

Разновидность колпака – ай колпай – была без разрезных полей. Войлочный колпак носят и другие народы Средней Азии. Появление его в Средней Азии относится к XIII веку.

«Зура, скинув с себя кюрмо и засучив рукава платья, хлопочет возле горящего очага».

«. медленно опустился на корточки, сидел так в шубе и нахлобученном малахае, подперев спиной стену и горько всхлипывая».

Ч. Айтматов «Буранный полустанок».

Малахаем называли также широкий кафтан без пояса.

«. затем вернулся, надел свой новый чепкен, взял со стены камчу и. »

Ч. Айтматов «Свидание с сыном».

«Белого меха тебетей лежал позади него на траве, а он сидел попросту – в черной суконной чеплажке».

Т. Касымбеков «Сломанный меч».

Кызыл тебетей – красная шапка. Ее надевали на голову при возведении на ханство. В прошлом существовал обычай: если гонца посылало начальство, то его «визитной карточкой» был предъявленный им тебетей. Обычай настолько укоренился, что и в первые годы после революции посыльный привозил с собой тебетей.

«Брось ей твой чапан, я тебе подарю другой, шелковый».

Существует несколько вариантов этой одежды, вызванных этническими различиями: найгут чапан – широкий туникообразный халат, рукава с ластовицей, вшитые под прямым углом, каптама чапан – покрой свободный, рукава вшивные с округлой проймой и чапан прямой и узкий, с боковыми разрезами. Подол и рукав обычно обшиваются шнуром.

«У него на ногах сыромятные чокои. Боже милостивый, стоптанные, кривые чокои!»

Т. Касымбеков «Сломанный меч».

«Она торопливо поднялась с места, на ходу вытащила из кармана чолпу, закинула назад и, позвякивая серебряными монетами, вышла из юрты».

А. Токомбаев «Раненое сердце».

«Меня ввели в белую юрту. В первой ее половине, где я остановился, на шелковых и плюшевых подушках. важно восседала полная женщина в большом шелковом элечке».

У разных родоплеменных групп Киргизии женская чалма имела различные формы – от простой накрутки до сложных сооружений, слегка напоминающих русскую рогатую кику.

В Киргизии чалма получила большое распространение.

Ее называли калек, но у южных и северных киргизов – элечек. Это же название бытовало и у некоторых групп казахов. В первый раз элечек надевали молодой, отправляя в дом мужа, тем самым подчеркивая переход ее в другую возрастную группу. В свадебном пожелании молодухе говорилось: «Пусть твой белый элечек не спадает с твоей головы». Это было пожелание долгого семейного счастья. Элечек носили зимой и летом, без него не было принято выходить из юрты даже за водой. Только после революции элечек перестают носить и заменяют головным платком.

Традиционная грузинская одежда 8

«Царевича очень красили арабский кафтан и парчевая каба тигрового цвета».

К. Гамсахурдиа. «Давид Строитель».

«Полицейский привел на площадь юношу в черной черкеске, тщательно обыскал его и отошел в сторону».

К. Лордкипанидзе. «Горийская повесть».

Со временем газыри утратили свое значение, они стали чисто декоративными. Их делали из дорогих пород дерева, из кости, украшали золотом и серебром. Обязательная принадлежность черкески – кинжал, а также узкий кожаный пояс с накладными пластинами и подвесками из серебра.

Изготовляли черкески из местного сукна, особенно ценилось сукно из козьего пуха. Во второй половине XIX века черкески стали шить из привозного фабричного материала. Наиболее распространенные – черные, коричневые, серые черкески. Самыми дорогими и нарядными считались и считаются белые черкески. До 1917 года черкеска была обмундированием некоторых родов войск. Во время первой мировой войны вместо черкески и бешмета ввели новый вид одежды – бечераховку (по имени придумавшего ее портного). Это экономило материал. У бечераховки была закрытая грудь с воротником, а вместо газырей – обычные карманы. Подпоясывали рубаху кавказским ремешком. Позже ее стали называть кавказской рубахой. Она была очень популярна в 20–30-е годы.

«Около этой надписи была высечена фигура одетого в грузинскую чоху безусого юноши».

К. Гамсахурдиа. «Десница великого мастера».

«В одной половине висели платья. ее кисейные покрывала, лечаки, сорочки для купания, платья для верховой езды».

К. Гамсахурдиа. «Давид Строитель».

«Георгия заинтересовали шейдиши цвета фазаньей шейки».

К. Гамсахурдиа. «Десница великого мастера».

«. девушка надела нарядную накидку – катиби, расшитую вдоль и поперек цветными шелковыми нитками».

Катиби также называют нарядную безрукавку.

2 Муллер Н. Адриенн, берта и епанечка // Наука и жизнь, № 4, 1975 г. Стр. 154-156.

3 Муллер Н. Апаш, альмавива, сюртук. // Наука и жизнь, № 10, 1976 г. Стр. 131.

4 Муллер Н. Бекеша, доломан, сюртук. // Наука и жизнь, № 8, 1977 г. Стр. 148-149.

5 Муллер Н. Гамаши, лосины, каррик // Наука и жизнь, № 2, 1985 г. Стр. 142-143.

6 Муллер Н. Аграф, ренгравы, модест, фрипон // Наука и жизнь, № 10, 1985 г. Стр. 129-130.

7 Муллер Н. Белдемчи. Кементай. Элечек. // Наука и жизнь, № 3, 1982 г. Стр. 137-139.

8 Муллер Н. Каба, лечаки, черкеска, чоха // Наука и жизнь, № 3, 1989 г. Стр. 92-93.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*