Главная » Гражданство » Особенности агентского договора
Агентские договора На практике очень много казахстанских компаний заключают агентские договора. Я и сама нередко разрабатывала их для своих клиентов. При этом нормы казахстанского гражданского законодательства не предусматривают понятия агентского договора (соглашения), в отличие от российского Гражданского кодекса (ст.1005 ГК РФ). Согласно российскому законодательству По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Особенности агентского договора

Агентские договора

Особенности агентского договора

На практике очень много казахстанских компаний заключают агентские договора. Я и сама нередко разрабатывала их для своих клиентов. При этом нормы казахстанского гражданского законодательства не предусматривают понятия агентского договора (соглашения), в отличие от российского Гражданского кодекса (ст.1005 ГК РФ).

Согласно российскому законодательству По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

В Казахстане хоть и не закреплено понятие агентского договора, но на этот счет сложился оптимальный ответ налоговых органов (Письмо НК МФ РК №НК-УМ-08-3-22/8813 от 05.11.2003г.): В соответствии со словарем гражданского права (под общей редакцией доктора юридических наук В.В. Залесского) агентским договором признается гражданско-правовой договор, по которому одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала. (трактовка аналогичная с ГК РФ).



Агентский договор носит гражданско-правовой характер, соответственно, к нему применимы нормы гражданского законодательства Республики Казахстан.

Также, согласно статье 381 Гражданского кодекса стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законодательством (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяется в соответствующих частях законодательство о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

На основании статьей 146 и 865 Гражданского кодекса, регулирующих действия сторон по договорам поручения и договорам комиссии, можно сделать вывод, что агентский договор применительно к законодательству Республики Казахстан подпадает под понятия указанных договоров и к нему применяются нормы гражданского законодательства Республики Казахстан, регулирующие отношения, связанные с заключением договоров поручения и комиссии.

Т.е., исходя из письма Налогового комитета, при составлении агентского договора необходимо руководствоваться главами 41 (Поручение) и 43 (Комиссия).

Согласно ст.846 ГК РК По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. По сделке, совершенной поверенным, права и обязанности возникают непосредственно у доверителя. Ст.865 ГК РК дает следующую трактовку — По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени за счет комитента.



Как мы видим предмет обеих договоров является схожим. Но в чем же все таки их различия?

Во-первых, из определений этих договоров мы видим, что Поверенный (договор поручения) действует от от имени доверителя, а комиссионер (договор комиссии) от своего.

Во-вторых, права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают у доверителя, когда как по сделкам, заключенным комиссионером, ответственным за исполнение таких договоров становится комиссионер.

В-третьих, по договору комиссии комиссионер обязуется заключить конкретные одну или несколько сделок, а по договору поручения поверенный обязуется совершать юридические действия, которые не определены только в понятие сделки.

Еще одной особенностью договора поручения является, условие, что поверенный обязуется исполнить поручение лично в соответствии с указаниями доверителя. У комиссионера такие обязанности отсутствуют.

Кроме того, существуют отличия и в правовых последствиях прекращении договоров поручения и комиссии. Одним из таких различий является право комиссионера требовать возмещения убытков, вызванных отменой поручения комитентом, в свою очередь отмена поручения не является основанием для возмещения убытков, причиненных поверенному прекращением договора, если поверенный не является коммерческим представителем. Поверенный вправе во всякое время отказаться от поручения, а комиссионер только в случае, если это право указано в договоре комиссии или когда договор комиссии заключен без указания срока его действия.

Различия между договорами комиссии и поручения мы рассмотрели, но вернемся к агентскому договору.



Как Вы уже поняли, если обратить внимание на определение агентского договора в теории права, то нормы договора поручения к нему наиболее применимы, чем нормы договора комиссии.

Часто при заключении агентских договоров у наших клиентов возникает вопрос в отношении уплаты налогов. Поэтому хотелось бы затронуть и этот вопрос. И учитывая, что мы работаем с клиентами из России и Казахстана, чаще всего сталкиваемся с вопросом: кто платит налог, если агент физ.лицо не резидент?

Рассмотрим пример, когда казахстанская компания заключила агентский договор с физическим лицом из России (самый распространенный вариант).

Налоги по такому агентскому договору исчисляются в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан. То есть ИПН удерживается с физического лица нерезидента по ставке 20% (ст.194 НК РК).

Исчисление и удержание индивидуального подоходного налога по доходам, облагаемым у источника выплаты, производятся налоговым агентом (в нашем случае казахстанская компания) не позднее дня выплаты доходов физическому лицу-нерезиденту.

При выплате дохода в иностранной валюте размер дохода, облагаемого у источника выплаты, пересчитывается в тенге с применением рыночного курса обмена валют, определенного в последний рабочий день, предшествующий дате выплаты дохода.

Перечисление индивидуального подоходного налога с доходов физического лица-нерезидента в бюджет производится налоговым агентом по месту своего нахождения до 25 числа месяца, следующего за месяцем, в котором налог подлежит удержанию в соответствии с настоящим пунктом.



Второй налог, к которому привлечение особенно пристальное внимание при сделках с нерезидентами НДС. Кто в данном случае является плательщиком НДС зависит от места оказания услуг.

В данном случае за основу берем свой договор, ст.272-5 НК РК и Приложение № 18 к Договору о ЕАЭС Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.

В соответствии с п. 2 ст. 72 Договора ЕАЭС взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в п. 31 Протокола). Пунктом 28 Приложения № 18 установлено, что косвенные налоги взимаются в государстве члене ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ и услуг (за исключением работ по переработке давальческого сырья). При этом налоговая база, ставки налогов, порядок их взимания и налоговые льготы определяются в соответствии с законодательством этого государства.

Таким образом, порядок обложения НДС операций по оказанию услуг регулируется налоговым законодательством той страны, территория которой признана местом реализации услуг или работ. А поэтому в целях исчисления налога, в первую очередь, необходимо определить место реализации. Если таковым является территория Республики Казахстан, то налогообложение производится в соответствии с НК РК. В противном случае косвенный налог рассчитывается и уплачивается согласно законодательству страны контрагента (Белоруссии, России, Киргизии, Армении).



Местом реализации ряда услуг признается государство, в котором осуществляет деятельность исполнитель. Так, по месту нахождения исполнителя работ (услуг) определяется место реализации прочих работ и услуг, которые не поименованы в подп. 14 п. 29 Приложения № 18 и пп.4) п.2 ст.276-5 НК РК: консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы; работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных; услуги по предоставлению персонала в случае, если персонал работает в месте деятельности покупателя. Это правило также применяется при аренде, лизинге и предоставлении в пользование на иных основаниях транспортных средств.

В нашем случае реализация агентских услуг не будет признаваться происходящей на территории РК. То есть в отношении выплачиваемого агентского вознаграждения у казахстанской компании не будет возникать необходимость выступать в качестве налогового агента по НДС.

В заключении хочу еще раз отметить, что агенсткий договор не определен нормами гражданского законодательства Республики Казахстан и может нести в себе элементы различных договоров. Поэтому и нормы налогового права тоже могут применяться отличные от вышеизложенного примера.



За разработкой договоров и консультациями, Вы можете обратиться к нам.

О admin

x

Check Also

Памятка О работе комиссии о признании носителем русского языка&raquo

Памятка О работе комиссии о признании носителем русского языка Порядок признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, требования к специалистам, порядок проведения Комиссии, выдача уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, процедура выдачи вида на жительство в Российской Федерации и дальнейшего упрощенного порядка приобретения гражданства Российской Федерации закреплены: подпунктом 2.1. части второй статьи 14, частью 5 статьи 32, статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ О гражданстве Российской Федерации (далее - Федеральный закон о гражданстве); статьями 8, 9 Федерального закона от 25 июля 2001 г. № 115 О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (далее - Федеральный закон о правовом положении); пунктом 16 1 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2001 г. № 1325 (в редакции Указа от 5 августа 2014 г. № 551) (далее - Указ); приказами ФМС России от 26 мая 2014 г. №№ 379, 380.

Официальные документы

Признание иностранного гражданина носителем русского языка Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Признание иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка Федеральный закон Российской Федерации от 20 апреля 2014 г. N 71-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации Принят Государственной Думой 4 апреля 2014 года Одобрен Советом Федерации 16 апреля 2014 года Внести в Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ О гражданстве Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2031; 2003, N 46, ст. 4447; 2004, N 45, ст. 4377; 2006, N 2, ст. 170; N 31, ст. 3420; 2007, N 49, ст. 6057; 2008, N 40, ст. 4498; 2009, N 1, ст. 9; N 26, ст. 3125; 2012, N 47, ст. 6393; 2013, N 27, ст. 3461, 3477; N 44, ст. 5638) следующие изменения: 6) дополнить статьей 33 1 следующего содержания: Статья 33 1 . Признание иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка 1. Иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее – комиссия), могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.

Порядок получения гражданства РФ по браку

Порядок получения гражданства РФ по браку Желающим обрести российское подданство полезно будет знать, что получение гражданства РФ по браку – один из наиболее популярных и надежных способов реализовать задуманное.

Упрощенный порядок получения гражданства РФ, Правоведус

Упрощенный порядок получения гражданства РФ С 2014 года существует новый порядок получения гражданства по упрощенной системе, который предусматривает сокращение сроков рассмотрения заявления и принятия решения о предоставлении гражданства, а также ограничивает круг лиц, которые могут им воспользоваться.