Главная » Гражданство » Обзор прав и свобод человека и гражданина России
7.3. Система прав и свобод человека и гражданина Основные права и свободы можно классифицировать на основе важнейших сфер человеческой жизни: 1) личные; 2) политические; 3) социально-экономические и культурные.

Обзор прав и свобод человека и гражданина России

7.3. Система прав и свобод человека и гражданина

Основные права и свободы можно классифицировать на основе важнейших сфер человеческой жизни:

1) личные; 2) политические; 3) социально-экономические и культурные. Среди основных прав личные выдвигаются на первый план. Этим

государство подчеркивает их социальную значимость, что объясняется, повидимому, характером первоначальной борьбы против государственной власти именно за их осуществление.

Конституции советского общества были нацелены на обеспечение социально-экономических прав и их гарантии. Это проистекало из господства государственной собственности. Политическая свобода личности ограничивалась определенными целями ее использования. Личным правам уделялось незначительное внимание. Важнейшее общепризнанное право человека на жизнь конституциями советского государства вообще не признавалось.

Ныне действующий Основной Закон России значительно расширил круг личных прав человека, занявших главенствующее положение в системе прав личности. Личные права закреплены в ст. 20–30 Конституции. К ним относятся: право на жизнь (ст. 20), право на защиту своей чести и доброго имени (ст. 21 и ч. 1 ст. 23), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23), неприкосновенность жилища (ст. 25). Ограничения этих прав могут осуществляться только в случаях, установленных федеральным законом и на основании судебного решения. Со



вступлением в Европейское Сообщество государство обязалось исключить из практики и применение смертной казни.

К личным правам человека относятся также право на свободное передвижение, выбор места жительства и пребывания (ст. 27). Хотя Конституционный Суд Российской Федерации официально отменил институт прописки, реализация этого права все еще затруднена. Конституция закрепляет также право каждого определять и указывать свою национальность (ст. 26), право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26). К личным правам следует отнести свободу совести и вероисповедания (ст. 28), свободу мысли и слова, свободу информации (ст. 29).

Особое значение среди основных прав приобретают политические права, прежде всего право участвовать в управлении делами государства и избирательное право (ст. 32). Только граждане являются субъектами политических прав. Они олицетворяют активный статус гражданина, дают ему возможность принимать участие непосредственно или через своих представителей в управлении государственными делами, в органах местного самоуправления, а также участвовать в референдумах.

Основной Закон закрепляет право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), провозглашая таким образом право участия граждан в политической жизни общества. Основополагающий принцип политической жизни изложен в ст. 1, которая закрепляет демократический характер формирования государственного строя. К политическим правам также относятся: равный доступ к государственной службе (ч.



Система использования и защиты важнейших политических прав граждан подробно регламентируется федеральными законами. Право граждан на митинги и демонстрации, шествия и пикетирование установлено Указом Президента Российской Федерации О порядке организации и проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования от 25 мая 1992 г.

Избирательное право осуществляется на основании целой системы правовых норм и прежде всего федерального закона Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. Право гражданина на участие в референдуме осуществляется и согласно федеральному конституционному закону О референдуме РФ от 3 октября 1995 г. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. Об основах государственной службы Российской Федерации призван обеспечить механизм осуществления права граждан на равный доступ к государственной службе.

Конституция провозглашает такие социально-экономические и культурные права, как право на свободное использование своих

способностей и имущества, свобода экономической деятельности (ст. 34), право частной собственности (ст. 35) и право граждан иметь в частной собственности землю (ст. 36). Конституционное право частной собственности дает возможность каждому свободно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, принадлежащим ему на законном основании. К социально-экономическим и культурным правам также относятся: право на труд (ст. 37), право на отдых (ч. 5 ст. 37), право на социальное обеспечение (ст. 7 и 39), право на жилище (ст. 40), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), право на благоприятную окружающую среду (ст. 42), право на образование (ст. 43), право на участие в культурной жизни и пользование культурными учреждениями, доступ к культурным ценностям, свободу творчества (ст. 44).



Вопрос о конституционном характере социальных прав с течением времени приобретает особую актуальность. Хотя Основной Закон и закрепляет основные социальные права, но государственное право еще не разработало единой концепции их осуществления. Об этом свидетельствуют чисто декларативные определения государства как демократического федеративного правового государства (ст. 1, ч. 1), социального государства (ст. 7, ч. 1). Разумеется, когда общество находится в глубоком кризисе, обеспечить защиту социальных прав граждан сложно, но с государства такая ответственность не снимается. Социальные блага, закрепленные в Конституции, возлагают на государство обязанность обеспечить их защиту. Однако Конституция прямо не говорит об этом, в ней сказано: Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

О admin

x

Check Also

Памятка О работе комиссии о признании носителем русского языка&raquo

Памятка О работе комиссии о признании носителем русского языка Порядок признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, требования к специалистам, порядок проведения Комиссии, выдача уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, процедура выдачи вида на жительство в Российской Федерации и дальнейшего упрощенного порядка приобретения гражданства Российской Федерации закреплены: подпунктом 2.1. части второй статьи 14, частью 5 статьи 32, статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ О гражданстве Российской Федерации (далее - Федеральный закон о гражданстве); статьями 8, 9 Федерального закона от 25 июля 2001 г. № 115 О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (далее - Федеральный закон о правовом положении); пунктом 16 1 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2001 г. № 1325 (в редакции Указа от 5 августа 2014 г. № 551) (далее - Указ); приказами ФМС России от 26 мая 2014 г. №№ 379, 380.

Официальные документы

Признание иностранного гражданина носителем русского языка Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Признание иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка Федеральный закон Российской Федерации от 20 апреля 2014 г. N 71-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации Принят Государственной Думой 4 апреля 2014 года Одобрен Советом Федерации 16 апреля 2014 года Внести в Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ О гражданстве Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2031; 2003, N 46, ст. 4447; 2004, N 45, ст. 4377; 2006, N 2, ст. 170; N 31, ст. 3420; 2007, N 49, ст. 6057; 2008, N 40, ст. 4498; 2009, N 1, ст. 9; N 26, ст. 3125; 2012, N 47, ст. 6393; 2013, N 27, ст. 3461, 3477; N 44, ст. 5638) следующие изменения: 6) дополнить статьей 33 1 следующего содержания: Статья 33 1 . Признание иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка 1. Иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее – комиссия), могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.

Порядок получения гражданства РФ по браку

Порядок получения гражданства РФ по браку Желающим обрести российское подданство полезно будет знать, что получение гражданства РФ по браку – один из наиболее популярных и надежных способов реализовать задуманное.

Упрощенный порядок получения гражданства РФ, Правоведус

Упрощенный порядок получения гражданства РФ С 2014 года существует новый порядок получения гражданства по упрощенной системе, который предусматривает сокращение сроков рассмотрения заявления и принятия решения о предоставлении гражданства, а также ограничивает круг лиц, которые могут им воспользоваться.