Главная » Гражданство » Казахстан не может позволить своим гражданам иметь двойное гражданство, Новости Центральной Азии на
Казахстан не может позволить своим гражданам иметь двойное гражданство С момента обретения республикой независимости казахстанское гражданство получили более одного миллиона представителей различных национальностей, прибывших к нам из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Казахстан не может позволить своим гражданам иметь двойное гражданство, Новости Центральной Азии на

Казахстан не может позволить своим гражданам иметь двойное гражданство

Казахстан не может позволить своим гражданам иметь двойное гражданство, Новости Центральной Азии на

С момента обретения республикой независимости казахстанское гражданство получили более одного миллиона представителей различных национальностей, прибывших к нам из стран ближнего и дальнего зарубежья. В настоящее время Комиссия по вопросам гражданства при президенте РК рассматривает вопрос регистрации еще 570 претендентов.

Для 17-миллионного Казахстана эти цифры, возможно, не очень велики. Гораздо более тревожной выглядит статистика, касающаяся лиц, которые проживают в нашей стране без правового статуса. По официальным данным, их количество составляет более 7 тысяч человек, по неофициальным — в несколько раз больше. Причем 60% людей, живущих без регистрации в Казахстане, родились на его же территории. Как правило, они серьезно ограничены в правах, в частности при получении образования и медицинских услуг, трудоустройстве, участии в политической жизни По утверждениям экспертов, основные причины отсутствия гражданства — это неполный обмен паспортов граждан бывшего СССР (как правило, подобная халатность характерна для жителей сельской местности), пробелы в национальном законодательстве по вопросам утраты гражданства, проблемы с регистрацией рождения детей у недокументированных лиц и др.




Так, очень часто статус «лиц без гражданства» рискуют получить люди, проходящие по госпрограмме переселения этнических казахов на историческую родину, либо те, кто потерял гражданство при переезде в другую страну, а потом, вернувшись, по объективным или субъективным причинам так и не сумел его получить. Как отмечает заместитель директора Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Денис Дживага, «люди, решившиеся на такой шаг, могут попасть в сложную ситуацию: отказавшись от гражданства иностранного государства, они не сразу получают казахстанское. Причем никто не дает стопроцентной гарантии, что они его получат, так как на местах в миграционной полиции могут потребовать какие-то дополнительные документы. Или пока они будут бегать по инстанциям, истечет срок действия справок, и нужно будет собирать их заново».

В январе нынешнего года оралманы даже обратились к главе МВД РК Калмуханбету Касымову с просьбой избавить их от лишних административных препятствий и упростить процедуру получения казахстанского гражданства. В частности они просили сократить ее до трех месяцев, при этом отменить обязательное наличие при переезде в РК документа об отсутствии судимости, листа убытия и документа, разрешающего выезд из страны на ПМЖ в Казахстан. Уже в феврале вице-министр здравоохранения и социального развития РК Даулет Аргандыков, представляя в мажилисе проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам миграции и занятости населения», заверил, что процедуры получения статуса оралманов для этнических казахов будут упрощены. По словам чиновника, законопроектом для них предусматривается ряд смягчающих условий.




— Законодательство о гражданстве является, конечно, несовершенным, но в принципе вполне работоспособным, — говорит Денис Дживага. — Многое усложняют всевозможные инструкции МВД, которые зачастую противоречат как Конституции, так и Закону «О гражданстве РК», причем этих инструкций так много, что иногда сами сотрудники МВД путаются в них. Если бы была такая возможность, то я бы внес в закон изменения, которые позволили бы сократить количество лиц без гражданства в республике, а также упростить принятия гражданства беженцами, которых Казахстан официально признал таковыми.

Как известно, в нашей стране действует запрет на двойное гражданство. Казахстан принципиален в этом вопросе. Даже при обсуждении проекта Договора о создании ЕАЭС наши переговорщики настояли на исключении из него пункта об общем гражданстве. Противники такого решения (коих, впрочем, немного) тогда высказывали мнение о том, что стоило бы позаимствовать опыт Евросоюза, где решена проблема с паспортами и визами. Хотя не секрет, что в последние годы перед лицом новых угроз европейские страны одна за другой ужесточают правила получения гражданства и вида на жительство.

— Запрет на двойное гражданство, по моему мнению, абсолютно правильный шаг, сделанный в свое время, — считает правозащитник. — Казахстан не та страна, которая может позволить иметь у себя двойное гражданство. Причем для нашей страны это больше вопрос политический, вопрос сохранения суверенитета. В случае разрешения двойного гражданства мы можем получить большое количество лиц с российскими паспортами в северных и восточных регионах республики, а такая ситуация Казахстану ничего хорошего не сулит. То, что мы отстаиваем право только на одно гражданство, абсолютно правильно. Европейский Союз в данном случае для нас не совсем подходящий пример. Там, кстати, в настоящее время много проблем с открытыми границами и двойным гражданством.




Еще одна проблема, вокруг которой часто возникают споры, — это нарастающая тенденция, когда граждане других государств (Узбекистана, КНР, Турции и др.) женятся на казахстанских женщинах только для того, чтобы получить заветное гражданство. Как правило, доказать фиктивность таких браков очень тяжело. Впрочем, официальные органы пока на подобные факты особо не реагируют. Тогда как, к примеру, в соседней России таких нарушителей предлагали лишать свободы сроком до трех лет. Введение подобной нормы соответствовало бы международному опыту: санкции за фиктивные браки есть, к примеру, в США и ряде европейских стран.

— Не думаю, что у нас много таких фиктивных браков, — комментирует Денис Дживага. — Честно говоря, я против ужесточения в этом вопросе, поскольку у нас как только что-то начинают ужесточать, у людей сразу возникают дополнительные проблемы. Тем более что если иностранец женится на гражданке Казахстана, то он получает гражданство не сразу, а только через три года. Думаю, это достаточно эффективная норма для регулирования данного вопроса.

Подпишитесь на еженедельную рассылку

Получайте ссылки на самые интересные материалы газеты

О admin