Главная » Гражданство » Двойное гражданство в Украине: разрешено ли, можно ли иметь?

Двойное гражданство в Украине: разрешено ли, можно ли иметь?

Можно ли иметь двойное гражданство в Украине в 2018 году?

Процессы глобализации, экономической и культурной интеграции неизбежно касаются вопросов гражданства. Работает это по-разному, например, в Евросоюзе гражданин любой страны-члена ЕС может свободно передвигаться по территории всех стран, входящих в объединение, имеет практически идентичные права и обязанности в любой точке Европейского союза. Иной подход – допущение двойного гражданства или исключение требования отказа от предыдущих гражданств при натурализации. В таких государствах можно иметь два паспорта и более. Но не все страны придерживаются таких тенденций. Многие сохраняют традиции единого статуса. Так, двойное гражданство в Украине, например, или наличие второго паспорта по-прежнему запрещено.

Двойное гражданство в Украине: разрешено ли, можно ли иметь?

Двойное гражданство в Украине: разрешено ли, можно ли иметь?

Требования законодательства

Двойное гражданство в Украине: разрешено ли, можно ли иметь?

На самом деле вопрос о том, можно ли иметь два гражданства, довольно актуален в Украине. Вокруг него много споров и очевидна потребность в пересмотре существующего регулирования. Дело в том, что несмотря на прямой запрет в законодательных положениях иметь второе гражданство, есть нормы, которые так или иначе признают, что его все-таки можно получить.




Так, статья 4 Конституции Украины устанавливает принцип единого гражданства. Такое же положение дублирует специальный Закон О гражданстве. Более того, статьей 19 этого же Закона установлена ответственность за получение иного гражданства. Если гражданин Украины получит иностранный паспорт, он автоматически теряет правовую связь с государством Украина. При этом устанавливается условие, что таким лицом может быть лишь совершеннолетний, который добровольно принимает иное подданство/гражданство.

Альтернативой выступает норма закона, которая устанавливает, что гражданин Украины, который добровольно приобрел гражданство/подданство иностранного государства, воспринимается украинской властью исключительно как собственный гражданин. Этим положением фактически разрешено иметь два паспорта. Дело в том, что ответственность может применяться лишь при соблюдении определенной процедуры. Моментом прекращения правовой связи с индивидом может считаться дата издания соответствующего Указа Президента. Ввиду сложности процедуры предусмотренная ответственность практически не реализуема.

Потому и складывается ситуация, когда де-юре два гражданства запрещены, а де-факто действенного механизма реализации прекращения правовой связи государства с индивидом нет. Именно потому и складывается ситуация, при которой двойное гражданство иметь нельзя, но, если очень хочется, то можно.

Существует неофициальная информация о том, что жители страны массово (особенно в приграничных областях) обладают двумя паспортами. Как правило, вторым может выступать гражданский статус соседних стран, например РФ или стран Восточной Европы. СМИ иногда сообщают о том, что даже среди лиц, занимающих ключевые позиции в госвласти можно найти лиц, имеющих два (а может и больше) паспорта. Такое положение не способствует утверждению суверенитета.




Уведомление о втором гражданстве

Двойное гражданство в Украине: разрешено ли, можно ли иметь?

Закон предусматривает штрафные санкции за несвоевременное уведомление или сокрытие от госорганов факта получения второго паспорта. Но при этом законодатель не установил механизм и правила реализации этой нормы, чтобы можно было исполнить ее предписание. Отсутствуют также и способы проверки компетентными органами власти наличия альтернативных гражданств у физлиц. Ряд государств не разглашают сведения о своих гражданах и не дают справок о существовании правовой связи между страной и конкретным индивидом. К таким странам относятся, например, Румыния, Венгрия, Израиль. Можно сказать, что это перечень практически самых популярных стран для получения второго паспорта украинцами. Очевидно, что в таком случае можно лишь надеяться на правосознательность населения. А это весьма оптимистично при существующей правовой культуре и грамотности общества.

Иных форм фиксации двойной связи не существует. А потому доказать такой факт практически невозможно.

За несвоевременное сообщение или несообщение предусмотрена ответственность в виде штрафа:

  • 10-30 необлагаемых налогом минимумов (реальная сумма составляет 170-510 гривен);
  • 50-100 минимальных сумм, не облагаемых налогом (850-1700 гривен) – для должностных лиц, занимающих должности в госорганах либо органах местного самоуправления.



При этом стоит отметить, что украинский закон не позволяет дважды налагать взыскание за одно и то же нарушение. То есть за нарушение порядка уведомления о получении второго гражданства можно лишь один раз выписать штраф. Многие правозащитники толкуют такое положение так, будто бы штраф исключает необходимости уведомить госорганы в установленном порядке.

На самом деле привлечение к ответственности не исключает необходимости исполнить обязательство, предусмотренное законом. Просто снова нет механизма, с помощь которого можно заставить человека выполнить установленные законом шаги.

В 2014 году ввиду выявления факта массового наличия у жителей Автономной Республики Крым российских паспортов и с целью борьбы с множественными гражданствами у населения был разработан и подан законопроект о криминализации наличия двойного статуса. За несвоевременное сообщение или сокрытие факта приобретения второго гражданства к лицу предлагалось применять меры уголовного воздействия в виде:

  • штрафов в размере 100 необлагаемых налогом минимумов (1700 гривен);
  • лишения свободы на срок от 3-х до 10-ти лет.

Авторы законопроекта считали, что описанные меры позволят эффективно бороться с лицами, имеющими множественные статусы. Однако, представляется, что механизма для его реализации также не будет, как и для описанных выше мер. Единственной действенной мерой в данном случае, представляется, станет только страх перед привлечением к уголовной ответственности –не самый сильный мотиватор механизм добровольного исполнения закона, если человек уверен, что получить сведения иным путем, кроме как по его добровольному заявлению, госорганы не смогут. Законопроект так и не был принят, авторы отозвали его спустя несколько месяцев.




При этом представляется, что взятый курс на евроинтеграцию должен определять и основы миграционной политики. А это значит предоставление большей свободы своим гражданам вместо установления более жестких рамок. Ввиду активных изменений в украинском законодательстве и смены политического курса, хочется верить, что в ближайшее время граждане Украины получат не только право безвизового посещения Европейского Союза, но и иметь альтернативное гражданство.

А пока остается сказать, что юридический запрет, существующий по поводу второго гражданства, фактически не работает в стране ввиду отсутствия урегулированного способа его применения. Такого положения вещей вполне достаточно для многих желающих получить альтернативный паспорт в случае необходимости.

О admin

x

Check Also

Памятка О работе комиссии о признании носителем русского языка&raquo

Памятка О работе комиссии о признании носителем русского языка Порядок признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, требования к специалистам, порядок проведения Комиссии, выдача уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, процедура выдачи вида на жительство в Российской Федерации и дальнейшего упрощенного порядка приобретения гражданства Российской Федерации закреплены: подпунктом 2.1. части второй статьи 14, частью 5 статьи 32, статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ О гражданстве Российской Федерации (далее - Федеральный закон о гражданстве); статьями 8, 9 Федерального закона от 25 июля 2001 г. № 115 О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (далее - Федеральный закон о правовом положении); пунктом 16 1 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2001 г. № 1325 (в редакции Указа от 5 августа 2014 г. № 551) (далее - Указ); приказами ФМС России от 26 мая 2014 г. №№ 379, 380.

Официальные документы

Признание иностранного гражданина носителем русского языка Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Признание иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка Федеральный закон Российской Федерации от 20 апреля 2014 г. N 71-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации Принят Государственной Думой 4 апреля 2014 года Одобрен Советом Федерации 16 апреля 2014 года Внести в Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ О гражданстве Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2031; 2003, N 46, ст. 4447; 2004, N 45, ст. 4377; 2006, N 2, ст. 170; N 31, ст. 3420; 2007, N 49, ст. 6057; 2008, N 40, ст. 4498; 2009, N 1, ст. 9; N 26, ст. 3125; 2012, N 47, ст. 6393; 2013, N 27, ст. 3461, 3477; N 44, ст. 5638) следующие изменения: 6) дополнить статьей 33 1 следующего содержания: Статья 33 1 . Признание иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка 1. Иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее – комиссия), могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.

Порядок получения гражданства РФ по браку

Порядок получения гражданства РФ по браку Желающим обрести российское подданство полезно будет знать, что получение гражданства РФ по браку – один из наиболее популярных и надежных способов реализовать задуманное.

Упрощенный порядок получения гражданства РФ, Правоведус

Упрощенный порядок получения гражданства РФ С 2014 года существует новый порядок получения гражданства по упрощенной системе, который предусматривает сокращение сроков рассмотрения заявления и принятия решения о предоставлении гражданства, а также ограничивает круг лиц, которые могут им воспользоваться.