Главная » Бухгалтеру » Инвентаризация, как элемент метода бухгалтерского учета

Инвентаризация, как элемент метода бухгалтерского учета

Бухучет: инвентаризация

Инвентаризация, как элемент метода бухгалтерского учета

Ведение бухучета в организации предполагает своевременное и непрерывное отражение всех хозяйственных операций, имеющих значение для формирования представления о состоянии дел в компании в целом. Разумеется, каждый факт хозяйственной деятельности должен отражаться корректно. Соблюдение этого правила обеспечивает достоверность ведения учета всей компании, а, следовательно, правильность отражения тех или иных операций должна отслеживаться и проверяться. Отсюда следует периодическая необходимость проведения инвентаризации.

Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета

Необходимость проведения инвентаризации продиктовано статьей 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ. В ней говорится, что подобной проверке подлежат все обязательства и активы компании, которые были отражены в бухучете. Инвентаризация имущества и обязательств в данном случае – это проверка и документальное подтверждение их наличия, состояния и оценки – подобное определение следует из пункта 26 приказа Минфина от 29 июля 1998 года № 34н.

Таким образом, если говорить, об инвентаризации как об элементе метода бухгалтерского учета кратко, то под данной процедурой подразумевается выявление фактического наличия соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.



Порядок и сроки проведения инвентаризации, а также случаи, в которых данную процедуру необходимо проводить, определяются компанией самостоятельно. Также фирма сама определяет перечень объектов, подлежащих подобной проверке. Вместе с тем, есть ряд случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным. Они установлены пунктом 27 приказа Минфина от 29 июля 1998 года № 34н. Так обязательную поверку активов и обязательств необходимо проводить:

  • при передаче имущества компании в аренду, продаже, выкупе;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. В данном случае действует исключение: не требуется инвентаризировать имущество, если проверка по нему была проведена после 1 октября текущего года. В то же время инвентаризация объектов ОС может проводиться раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет. Предприятия, относящиеся к районам Крайнего Севера вправе проводить инвентаризацию товарно-материальных запасов в те периоды, когда их остатки минимальны;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов порчи либо хищения имущества;
  • при возникновении чрезвычайных ситуаций, которые могли повлиять на состояние активов компании;
  • при ликвидации или реорганизации фирмы;
  • в других предусмотренных законодательством случаях.

Из приведенных пунктов вполне очевидно, что инвентаризация, как элемент метода ведения бухгалтерского учета, в описываемых ситуациях является обязательной не только согласно закону, но и с точки зрения простой логики. Ведь без проведения проверки активов и обязательств во всех перечисленных случаях было бы трудно говорить о корректности их отражения в учете организации в будущем.



Если после инвентаризационной проверки все же были выявлены расхождения данных, то их нужно отразить в бухучете. Инвентаризация в данном случае как раз будет служить своеобразным инструментом исправления ранее допущенных по каким-либо причинам ошибок или обнаруженных нестыковок в учетных данных. Выявленные расхождения отражаются в учете в том квартале, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

В порядке подготовки к подведению годовых итогов и последующему составлению бухгалтерской отчетности ООО «Альфа» ежегодно проводит инвентаризацию собственных активов на дату 1 декабря. В результате проведения инвентаризации на 1 декабря 2016 года выявлены и отражены в учете следующие расхождения:

Дебет 10 — Кредит 91.01 — оприходованы материалы, выявленные при проведении инвентаризации.

Дебет 41 — Кредит 91.01 — оприходованы товары, выявленные при проведении инвентаризации.

Дебет 94 — Кредит 10 — отражена выявленная недостача по материалам.

Дебет 20 — Кредит 94 — списана стоимость недостачи по материалам в рамках норм естественной убыли.

Дебет 91.02 — Кредит 94 — списана недостача сверх норм естественной убыли и в связи с отсутствием виновных лиц.

О admin