Главная » Бизнес » Малому бизнесу опять обещают денег

Малому бизнесу опять обещают денег

Малому бизнесу опять обещают денег

Минэкономразвития России утвердило стратегию развития Национальной гарантийной системы (НГС) поддержки малого и среднего предпринимательства, разработанную Агентством кредитных гарантий, пишет ]]> «Российская газета» ]]> . До 2020 года гарантийную поддержку должны получить 146 тыс. предприятий МСП, а объем предоставленных гарантий, как предполагается, достигнет 899 млрд руб.

Объем выданных кредитов, обеспеченных гарантийной поддержкой НГС, составит 1,79 трлн руб., прирост высокопроизводительных рабочих мест – 287 тыс. единиц, а прирост инвестиций субъектов МСП в основной капитал за счет гарантийной поддержки – 323 млрд руб.

Представляя проект стратегии на заседании Общественного совета при Минэкономразвития, председатель правления Агентства кредитных гарантий Галина Изотова рассказала, что уже в этом году будут запущены пилотные проекты НГС с участием региональных гарантийных фондов. А в полном объеме система должна заработать в 2016-2018 годах. «Считаю, что нужно утвердить основные подходы стратегии и начать работать, потому что регионы ждут каких-то сигналов. Надо договориться об общих правилах и движении», – отметила директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития Наталья Ларионова.

Региональные гарантийные фонды – основные участники НГС, также в систему вошли Агентство кредитных гарантий, МСП Банк и Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР). Главную задачу системы – повышение доступности финансирования для малых и средних предприятий – предполагается решить за счет внедрения единых стандартов работы. По словам Галины Изотовой, стандартизация затронет несколько направлений – это предоставление и сопровождение гарантийных продуктов, оценка управления рисками, сопровождение взыскания, обмен информацией и т. д. «Кроме того, очень важно обеспечить создание инфраструктуры поддерживающих функций НГС – ИТ, правовая поддержка, учетная политика, единая риск-политика, внедрение единой системы управления финансовыми активами. Это позволит соблюдать принципы сохранности и целевого использования средств гарантийной поддержки, сформированной за счет бюджетных субсидий», – подчеркнула Изотова.



Участники рынка поддерживают внедрение единых стандартов. Вице-президент Сбербанка России по малому бизнесу Андрей Шаров отметил, что региональные гарантийные фонды учреждают органы власти субъектов РФ, поэтому приходится договариваться с каждым из них о принципах сотрудничества. Если бы РГО стали филиалами НГС, этого делать не пришлось бы. «Банкам удобнее иметь дело с одними правилами, чем договариваться с 85 субъектами. В отличие от РГО, Агентство кредитных гарантий не оценивает заемщиков тех банков, которые сформировали качественный портфель. Это ускоряет процесс принятия решения, и самое важное, что это влияет на процентную ставку. То, чего так добивается агентство», – сказал банкир. Исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы Антон Купринов также согласился, что необходимы единые стандарты работы для АКГ и всех региональных фондов. «Условия работы с банками, условия выдачи гарантий и поручительств, ставки, выплаты по дефолтам. Неважно, в каком регионе работает предприниматель — он должен пользоваться одинаковыми возможностями», – сказал эксперт. А вот риск-политика фондов, по его мнению, это в первую очередь люди и их квалификация, поэтому трудно ожидать какого-то равенства в целом по стране.

Банки по-разному относятся к работе с гарантиями. Активно работает с Агентством кредитных гарантий ВТБ24 – на презентации совместных продуктов в феврале председатель правления ВТБ24 Михаил Задорнов рассказал, что начиная с осени прошлого года ежемесячно подавали в АКГ около 30-35 заявок клиентов, суммарный объем этих заявок составил 3 млрд руб. «Де-факто около 1,5 млрд руб. гарантий нашим клиентам было предоставлено за 4 месяца. Это много, мы привыкли миллиардами измерять. А у нас средний размер кредита малому бизнесу – это порядка 10 млн руб. Эти миллиарды складываются из множества кейсов», – отметил Задорнов. Он также подчеркнул, что 2/3 малого бизнеса в России – это торговые предприятия, а мандат агентства предусматривает поддержку неторгового сектора. В структуре тех клиентов банка, кому уже предоставлена гарантия, производство занимает больше 30%, еще четверть — предприятия сферы услуг.



Скептично настроен заместитель начальника управления кредитования Банка расчетов и сбережений Михаил Шаврин. «Гарантийные фонды во многом сходны с пирамидами, поскольку выданные ими гарантии не обслуживаются их капиталами и не подкрепляются адекватными ресурсами, – сказал он. – Мы анализировали несколько фондов и выявили, что соотношение выданных гарантий к их активам равно 3:1. Таким образом, в случае массового предъявления гарантий к оплате они просто перестанут отвечать по обязательствам. Для банков это огромные риски». В другом банке «РГБ» также рассказали, что с гарантийными фондами не работают, а кредиты малому бизнесу выдают только при наличии хорошего залога.

Важным звеном гарантийной системы должны стать и микрофинансовые организации, хотя сейчас в стратегии их нет. «Было бы неплохо отразить МФО в стратегии развития НГС, я думаю, это будет весьма и весьма востребовано региональными гарантийными фондами, потому что для них МФО очень важный сегмент, с которым они много работают», – сказал на заседании Общественного совета при Минэкономразвития президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. По словам Галины Изотовой, уже в этом году агентство планирует запустить механизм секьюритизации под кредитные портфели МФО. Правда, пока речь идет о государственных МФО. Изотова отметила, что в целом микрофинансирование – это высокорисковый сегмент, поэтому модели взаимодействия с ним в рамках НГС сейчас обсуждаются в том числе с ЦБ.

Свои поправки в стратегию предложила внести и ОПОРА России. Деловая ассоциация поддержала документ на заседании Общественного совета, однако, по мнению ее участников, решение стратегических задач не должно мешать решению тактических, связанных с развивающимся кризисом. Так, ОПОРА предлагает отказаться от ограничений при выдаче гарантий предприятиям МСП (например, предоставлять гарантии торговым предприятиям). Еще одно предложение – предусмотреть механизм рефинансирования при условии, что в момент обращения задолженность не признана проблемной. Предлагается также предоставлять гарантии по финансированию, направленному на пополнение оборотного капитала, как считают в ОПОРЕ России, Агентство кредитных гарантий могло бы взять на себя часть рисков по обеспечению таких кредитов. Свои замечания к стратегии планирует представить и Российский союз промышленников и предпринимателей.



Бухгалтерский учет и отчетность

14:44 16 февраля 2015

Малому бизнесу опять обещают денег

11:16 25 июля 2011

| 15:48 16 января 2015

| 14:57 23 июня 2016

| 13:29 22 июня 2017

Банки | 13:34 3 декабря 2014

| 13:06 7 апреля 2016

| 13:40 25 августа 2015

13:51 10 февраля 2015

14:45 30 марта 2011

Об этом сообщил председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев в ходе встречи с президентом России

О admin